Считается военная выслуга лет. Исчисление льготной выслуги лет для реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Условия назначения пенсии за выслугу

***Положения части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении лиц (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.

Согласно части первой статьи 46 Закона расчетный размер пенсии устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. На 2019 год размер социальной пенсии равен 4959 рублей 85 коп., таким образом, военная пенсия ветеранам боевых действий выплачивается с увеличением (увеличивается) на 1587 руб. 15 коп.

Калькулятор военной пенсии поможет рассчитать размер пенсии военнослужащего по действующему законодательству

Пенсия за выслугу лет может быть назначена, если срок военной и приравненной к ней службы превышает 20 лет. В иных случаях назначение такой пенсии может быть произведено при увольнении со службы в связи с достижением предельного срока пребывания на военной службе, а также в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья. Наряду с этими условиями необходимо также, чтобы на момент увольнения со службы лицу исполнилось 45 лет, и общий трудовой стаж насчитывал не менее 25 лет, 12 из которых должны быть проведены на военной службе.

Данный калькулятор военной пенсии позволяет рассчитать примерный размер пенсии за выслугу лет с учетом окладов по воинской должности, воинскому званию, надбавки за выслугу лет, трудового стажа и районного коэффициента. Используя его, можно понять основной принцип того, как происходит начисление военной пенсии. Калькулятор дает возможность наглядно увидеть, как будет меняться размер пенсии военнослужащего в зависимости от увеличения или уменьшения оклада, надбавки за выслугу лет, льготной выслуги лет и т.д.

Особенности калькулятора выслуги лет военнослужащего

  • работа на госслужбе или в силовых ведомствах, если она предшествовала военной службе;
  • нахождение в плену;
  • сроки необоснованного пребывания в местах заключения либо в случае реабилитации репрессированных военных;
  • в некоторых случая в выслуге учитывается время обучения.
  • военнослужащие, получившие инвалидность по причине военной травмы – от 175 до 300% ;
  • инвалиды ВОВ и жители блокадного Ленинграда, получившие инвалидность – от 100 до 250% ;
  • участники ВОВ, пленные концлагерей и блокадного Ленинграда без инвалидности – 32% ;
  • военным, не менее 6 месяцев отслужившим во время ВОВ, а также награжденным медалями за службу и трудовую деятельность в годы ВОВ – повышение на 16% .

Калькулятор расчета выслуги лет военнослужащего

Служащим ВДВ, образовательных организаций по подготовке военнослужащих, ВМФ, ПСС, авиации 1 месяц службы засчитывается за 1,5. Также калькулятор выслуги лет для военнослужащих приравнивает 12 месяцев к двум годам работы военных летчиков, испытателей парашютов и установок для катапульт. Полный перечень должностей со льготным исчислением стажа указан в Постановлении Правительства №1074.

  • Служба в ВС РФ и СССР, а также в формированиях, организованных на время боевых операций.
  • Трудоустройство граждан РФ в вооруженных силах стран СНГ.
  • Пребывание военных до 1995 года в частях и других подразделениях бывших республик СССР, не входящих в состав СНГ.
  • Нахождение на службе в формированиях различных стран, с которыми имеется международное соглашение.
  • Временная приостановка службы в рядах Армии на период избрания депутатом в Госдуму и другие представительные или законодательные органы власти.
  • Безвестное отсутствие, содержание в плену, нахождение под стражей, необоснованное увольнение до выяснения обстоятельств.
  • Несение службы в органах уголовно-исправительной системы, ФСКН, прокуратуре, налоговой полиции, таможне, СК РФ, войсках национальной гвардии, МВД, ГПС МЧС РФ, ФСБ.

О расчете выслуги лет для разных категорий граждан

Выработка лет для сотрудников этой сферы предполагает наличие надбавки. Это предусмотрено Трудовым кодексом. Также, каждая организация обязана разработать дополнительные Положения, которые регламентируют оплату труда. Они и содержат подробную информацию о премировании, доплатах связанных с выслугой, муниципальную надбавку. Ограничение на законодательном уровне не предусмотрено, так что размер устанавливается организацией, в зависимости от возможностей финансирования.

Государственные служащие, чтобы рассчитывать на нее должны иметь пятнадцатилетний стаж, перед выходом непрерывный стаж один год, а увольнение произошло по уважительной причине. Военнослужащие должны достигнуть возраста в 45 лет либо их выработка составить более 20 лет. Космонавты и летчики должны иметь стаж 25 (20) лет для мужчин (женщин), а свою деятельность прекратить по состоянию здоровья или иной причине.

Как посчитать выслугу лет военнослужащим калькулятор

Главными нормативными документами, которые регламентируют выплаты процентной надбавки к денежному довольствию за выслугу лет, а также документами, которые определяют порядок определения самой выслуги лет в Министерстве обороны Российской Федерации являются приказы Минобороны, изданные на основе Федерального закона «О статусе военнослужащих». Они отличаются для лиц, которые проходят военную службу по контракту и для гражданских служащих:

В силу действующему российскому законодательству, военнослужащие имеют право на получение ими пенсии за выслугу лет, а также надбавки к денежному довольствию. При этом, денежное довольствие и размер надбавок должны быть пересчитаны, если у военнослужащего возникло право на увеличение из размера в течение календарного года.

Порядок и правила начисления надбавки военнослужащим за выслугу лет

  • летчики, которые осуществляют испытания катапульт либо же свершают парашютные прыжки с целью исследования. Идет месяц за 2;
  • военнослужащие, которые осуществляют прыжки с парашютом регулярно, а также члены боевых кораблей, которые включены в состав океанографической экспедиции. Считается 1 месяц за 1,5.
  • количества полных лет, которые военнослужащий провел на воинской службе. При этом в учет берется не только служба в ВС РФ, но также и в армии бывшего Советского Союза;
  • непосредственно времени, которое провел гражданин на службе в силовых структурах, пожарной службе;
  • времени, которое провел военнослужащий, либо же лицо, которое может относиться к категории военнослужащих (сотрудники силовых ведомств либо же пожарные), в местах ликвидации аварии на АЭС;
  • периода воинской службы на территории Крайнего Севера;
  • времени, которое было затрачено на пребывание в медицинских учреждениях, по причине ранений либо же профессиональных заболеваний.
  • период службы в армии либо же пребывания в партизанских отрядах во время каких-либо военных действий.

Надо подсчитать выслугу

До удивления похожая история описана выше, только может с более счастливым концом за исключением «малого». А именно: закончил МЭИ с военной кафедрой. Отслужил «срочку» с 1985 по 1987, в том числе год прослужил в СРВ (г.Ханой) (в списке «льготных» стран не числится, как ни странно. Афганистан есть, Ангола есть, Вьетнам только до 1967 года. А как же 1986 год.). С 1992 и до сентября 2009 прослужил в офицерском чине с надеждой на завершение службы с 20-летним стажем и получения соответствующих военному пенсионеру почестей, пенсий и льгот. В 1999 году три месяца открывал вторую эпопею событий в Моздоке. Медаль Суворова. Все бы хорошо, но нагрянул Министр обороны с внезапным сокращением, не дав свершиться планам. Уволился по болезни. Выслуга календарная

По-видимому, в военкомате вам отказали в оформлении пенсии по выслуге лет из-за отсутствия в вашем личном деле соответствующего расчета (при оформлении пенсии по инвалидности он может не производиться). Рекомендую обратиться в военный комиссариат с заявлением о направлении личного дела на подсчет выслуги лет для назначения пенсии, а если вам будет отказано — с жалобой на неправомерные действия должностных лиц военкомата в Военную прокуратуру Подольского гарнизона.

Посчитать выслугу лет в мвд калькулятор

Кагбэ для семерки получить вариант, этот ставить опасаюсь. Калькулятор подсчета страхового стажа по совместительству (включая периоды, когда он фактически не работал, например, находился в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком) - проходил государственную гражданскую или муниципальную службу - проходил военную службу в соответствии с Законом от 12.02.93 № 4468-1 - вел иную деятельность, в период которой он подлежал обязательному социальному страхованию. Калькулятор стажа Калькулятор стажа предназначен для быстрого расчета трудового стажа, с учетом воинской службы или отпуска по уходу за ребенком. Для того, чтобы произвести расчет стажа вам необходимо иметь при себе трудовую книжку, где указаны все даты, когда вы работали, а если вы осуществляли предпринимательскую деятельность, то налоговые декларации.

Согласно норме, действие которой приостановлено, указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. Индексацию инфляции с 1 октября 2015 года обещают на 4.66% В калькулятор заложено.

Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет военнослужащим

Если соблюдены хотя бы одно из условий, то военнослужащий может рассчитывать на пенсию за выслугу лет. А когда же происходит обратное, то выслуга лет ему засчитывается в общий трудовой стаж, и на пенсию он выходит на общих основаниях, которые предусмотрены пенсионным законодательством.

  1. Инвалидам, ставшим таковыми вследствие военной травмы:
    • 1 группа – на 300 % от базовой части трудовой пенсии по старости;
    • 2 группа – на 250 %;
    • 3 группа – на 175 %.
  2. Инвалидам, ставшим таковыми вследствие общего заболевания и участникам ВОВ:
    • 1 группа – на 250%;
    • 2 группа – на 200%;
    • 3 группа – на 150%.
  3. Инвалидам, ставшим таковыми вследствие общей травмы и имеющим награду «Жителю блокадного Ленинграда»:1 группа – на 200%;
    • 2 группа – на 150%;
    • 3 группа – на 100%).
05 Июл 2018 544

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1074
"О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет"

В соответствии с частью 14 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.

2. Производить выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - с 1 января 2013 г.

Правила
исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1074)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила определяют порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее - надбавка) в размере, установленном в соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

2. Военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;

в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;

е) приостановление военной службы военнослужащих в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, назначения судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

ж) нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах - до полного выяснения обстоятельств захвата в плен, в качестве заложников, интернирования, освобождения;

з) безвестное отсутствие - до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;

к) перерыв в военной службе в случае необоснованного увольнения с военной службы и последующего восстановления на военной службе в установленном порядке;

л) служба в органах внутренних дел, милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и Союза ССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;

м) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

н) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава, в том числе в должностях стажеров;

о) служба в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

п) служба в таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

р) служба в учреждениях и органах прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации в качестве прокурорских работников или сотрудников, имеющих классные чины или специальные звания;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2016 г. N 1304 пункт 2 дополнен подпунктом "р.1", распространяющимся на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

р.1) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания полиции;

Информация об изменениях:

Правила дополнены подпунктом "р.2" с 28 июля 2018 г. - Постановление Правительства России от 19 июля 2018 г. N 847

р.2) служба в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

с) работа в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

т) иные периоды работы, засчитываемые на основании законодательства Российской Федерации.

3. Военнослужащим в выслугу лет засчитывается на льготных условиях (1 месяц службы за 2 месяца) время военной службы на воинских должностях летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов (далее - самолеты), а также на воинских должностях испытателей парашютов и катапультных установок (парашютистов-испытателей), совершающих прыжки с парашютом или катапультирование по плану научно-исследовательских работ (далее - прыжки с парашютом). При этом выслуга лет исчисляется:

не ранее чем с 17 августа 1988 г. - испытателям парашютов и катапультных установок (парашютистам-испытателям);

не ранее чем с 1 января 1990 г. - военнослужащим управлений и штабов от авиационного корпуса и выше, органов управления авиацией Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.

В случае если военнослужащие находились на летной работе неполный календарный год, выслуга лет на льготных условиях определяется пропорционально времени, в течение которого они фактически находились на летной работе.

При переучивании военнослужащих летного состава на новую летную специальность или на новый тип самолета первый календарный год в период обучения засчитывается в льготном исчислении независимо от выполнения заданий летной работы.

4. Военнослужащим в выслугу лет засчитывается на льготных условиях (1 месяц службы за 1,5 месяца) время военной службы:

а) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в Воздушно-десантных войсках, военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для Воздушно-десантных войск, в Силах специальных операций, в воинских частях и подразделениях специального (особого) назначения (специальной разведки), десантно-штурмовых соединениях, воинских частях и подразделениях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, в разведывательных десантных подразделениях морской пехоты, подразделениях специального назначения, десантно-штурмовых воинских частях и подразделениях Военно-Морского Флота, в поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств;

б) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в других войсках, воинских формированиях и органах, по перечню подразделений и воинских должностей, утверждаемому руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;

в) на воинских должностях, предусмотренных в штатах управлений океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов;

г) на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, самоходных катеров и самоходных рейдовых судов обеспечения, в том числе строящихся, ремонтирующихся и находящихся на консервации, экипажей консервации указанных кораблей, катеров и судов, перегонных команд, а также в управлениях соединений кораблей и судов, экспедиций и отрядов, постоянно размещенных на кораблях и самоходных судах;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом "д" с 19 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 9 апреля 2019 г. N 417

д) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в воинских частях и подразделениях органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, в Центре (лингвистическом Министерства обороны Российской Федерации) федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный университет" Министерства обороны Российской Федерации - по соответствующим перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации, при условии выполнения ими установленной Министром обороны Российской Федерации нормы прыжков с парашютом.

5. При определении выслуги лет в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 настоящих Правил на льготных условиях исчисляется:

не ранее чем с 14 марта 1980 г. - время военной службы в десантно-штурмовых соединениях, воинских частях и подразделениях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, в разведывательных десантных подразделениях морской пехоты, подразделениях специального назначения и десантно-штурмовых воинских частях и подразделениях Военно-Морского Флота;

не ранее чем с 1 января 1990 г. - время военной службы в поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, а также авиации пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

не ранее чем с 1 июня 1992 г. - время военной службы в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для Воздушно-десантных войск (кроме военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Воздушно-десантных войск);

6. Исчисление выслуги лет в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 5 настоящих Правил, осуществляется также в отношении военнослужащих, командируемых за пределы территории Российской Федерации в качестве военных советников и специалистов для оказания технической и другой помощи, если они в период пребывания за границей выполняют полеты в составе экипажей самолетов, совершают прыжки с парашютом, находятся в плавании.

Военнослужащим, не выполняющим в период пребывания за границей полеты в составе экипажей самолетов, не совершающим прыжки с парашютом и не находящимся в плавании, но исполнявшим эти обязанности по воинской должности до командирования за пределы территории Российской Федерации, выслуга лет на льготных условиях исчисляется в году убытия в командировку пропорционально времени, в течение которого ими исполнялись обязанности военной службы на соответствующих воинских должностях.

7. Периоды военной службы, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях, исчисляются со дня вступления в соответствующую воинскую должность и по день освобождения от исполнения обязанностей по этой воинской должности включительно с учетом времени нахождения в отпуске, служебной командировке, на лечении или обучении по специальности без освобождения от воинской должности по месту военной службы.

При этом периоды военной службы в текущем году на воинских должностях, по которым предусмотрено исчисление выслуги лет на льготных условиях, засчитываются в выслугу лет в календарном исчислении, а по окончании года выслуга лет за истекший год при наличии оснований для исчисления ее на льготных условиях пересчитывается и объявляется приказом командира воинской части.

8. В случае получения военнослужащим в период военной службы на воинской должности, по которой предусмотрено исчисление выслуги лет на льготных условиях, тяжелого увечья (травмы, контузии) при совершении полетов на самолетах, прыжков с парашютом, нахождении в плавании, год, в котором получено это увечье (травма, контузия), засчитывается военнослужащему в выслугу лет как полный год на льготных условиях.

9. В случае назначения военнослужащих до окончания года на воинские должности, по которым льготное исчисление выслуги лет не предусмотрено, направления на обучение с освобождением от воинских должностей по месту военной службы, перевода в другой федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган) или увольнения с военной службы выслуга лет пересчитывается непосредственно при назначении на такие должности, перед направлением на обучение, переводом или увольнением с военной службы. При этом в документы, подтверждающие выслугу лет, вносятся соответствующие изменения, а если надбавка за отдельные месяцы года подлежала выплате в большем размере, чем она фактически выплачивалась, военнослужащему выплачивается соответствующая разница.

10. Выслуга лет, исчисленная военнослужащему в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящими Правилами, перед его увольнением с военной службы либо переводом в другой федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, не пересчитывается при повторном поступлении на военную службу либо по новому месту военной службы.

11. Отдельным категориям военнослужащих в выслугу лет включаются в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, иные периоды военной службы, в том числе исчисленные на льготных условиях.

12. Исчисление выслуги лет военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляется согласно правовым актам соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, принятым на основании настоящих Правил.

В нашей стране законодательно определена обязанность государства обеспечивать потребности граждан, которые по ряду причин не могут вести трудовую деятельность. Речь идет о пенсионерах, так как в некоторых странах такой категории просто не существует. У нас же пенсионер – это лицо, получающее ежемесячное пособие из фонда, который частично им же самим и сформирован.

Однако такой статус не всегда сопряжен с солидным возрастом. Так, определенные категории (медработники, педагоги, военнослужащие) могут начать получать пенсию несколько раньше общепринятого пенсионного возраста. Такая пенсия называется льготной и имеет определенные отличительные особенности, по сравнению с трудовой. Чтобы владеть информацией по вопросу начисления выплат военнослужащим, необходимо иметь представление о порядке предоставления льготы, финансировании, способах расчета выслуги лет.

Сам термин «выслуга» настолько прочно проник в разговорную речь, что его часто употребляют не всегда уместно. Между тем, он определяет тот льготный стаж, который предоставляется военнослужащим или лицам, к ним приравнивающимся, это сотрудники ФСИН, ФСБ, МВД.

Получить пенсию по выслуге лет можно, если военный стаж достиг 20 лет или же 12,5 лет, но при условии, что общий трудовой стаж составит 25 лет. Во втором случае граждане получают, так называемую, смешанную пенсию. Примером может служить случай, когда военный через 12,5 лет оставил службу и занял гражданскую должность.

Для кого предусмотрена льготная военная пенсия

Информирование граждан об основных положениях закона, который регламентирует интересующую ситуацию, является основной целью многих ресурсов. Несмотря на доступность информации, в сети Интернет не теряют актуальности острые вопросы относительно армейской службы. Эффективным выходом из сложившейся ситуации является более детальное толкование значимых статей, изложенное в доступном виде для среднестатистического, юридически не подготовленного гражданина.

Первый акцент придется сделать на то, кому положено льготное пенсионное обеспечение. Ключевые моменты рассмотрены в законе № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, но выделим тезисно те категории граждан, которые могут рассчитывать на пенсию по выслуге. В числе первых определены непосредственно военнослужащие, кроме тех, кто включен в ряды ВС по призыву, это рядовые, матросы, прапорщики, мичманы и офицеры, подписавшие контракт с Министерством обороны. Так как РФ является правопреемницей СССР, то данная статья распространяется и на военных, числившихся в рядах СА.

В законе определено, что льготный военный стаж могут получить лица, которые приравниваются к военнослужащим. Некоторые силовые структуры выше уже были перечислены. Остается добавить сотрудников пожарной службы, которая была интегрирована в структуру МЧС. Стоит отдельно отметить, что сотрудники службы разведки обладают аналогичными правами. В дальнейшем для упрощения все категории будут именоваться, как военнослужащие.

Формирование выслуги

Каждый военнослужащий, прежде всего, должен самостоятельно ориентироваться в вопросе формирования стажа. На крайний случай, по личному заявлению можно получить информацию в канцелярии или в отделе пенсионного фонда, но такой подход связан с временными затратами. Кроме того, чтобы посчитать срок выслуги нет необходимости досконально изучать закон № 941 от 22.09.93 г., ведь проще воспользоваться основными выдержками из него.

Выслуга может быть суммирована из всех сроков службы, даже при условии, что она проходила в разных подразделениях. Полный перечень структур представлен в ФЗ и объединяет различные ведомства.

  • Служба разведки и контрразведки.
  • Управление ФСИН.
  • Органы контроля за оборотом наркотиков.
  • Служба МЧС.
  • Служба правительственной связи.
  • Подразделения ФСО.
  • ВС РФ, СНГ и СССР.

В вышеуказанном законодательном акте разработаны два приложения, в которых определена льгота для военных, несущих службу в определенной географической местности. Зоны, перечисленные в первом приложении, считаются наиболее неблагоприятными, что служит поводом считать один месяц службы за два месяца выслуги. Аналогичное определение выделено для содержания второго приложения, с тем отличием, что месяц засчитывается за 1,5 месяца выслуги.

Обучение по военной или гражданской специальности имело и до сих пор имеет ряд нюансов, связанных с учетом стажа. Проблема заключается в том, что законодательство с 2001 года изменилось, и для гражданских лиц обучение в ВУЗе уже не дает дополнительного срока к выслуге. Многие склонны переносить это положение и для вычисления выслуги военного. Однако здесь придется рассмотреть несколько ситуаций.

  • Лица, поступившие в военные учебные заведения, после первого курса могут подписать контракт. Следовательно, они считаются полноценными военнослужащими и производят отчисления в фонд, из которого потом будут производиться выплаты. Все годы службы по контракту включаются в льготный стаж с условием 1 к 1. Это означает, что один год учебы будет засчитан, как один год службы.
  • Если юноша учился в гражданском ВУЗе с военной кафедрой, а по его окончанию решил сделать военную карьеру, то период обучения войдет в смешанный стаж в чистом виде или в стаж льготный, но поделится пополам. Простыми словами, 5 лет института будут засчитаны, как 2,5 года службы.

Дополнительные периоды к военному стажу

Часто при попытке определить продолжительность службы допускаются ошибки. Связано это с тем, что многие военнослужащие не информированы о различных нюансах, в результате чего определенные периоды их расчетного стажа исключаются, зачастую безосновательно. Чтобы полностью охватить перечень дополнительных периодов, представим их, согласно статье 13 ФЗ № 4468.

  • Прохождение службы в структурах МВД или ФСБ. Данное положение правомерно, если служба была пройдена в период существования СССР.
  • Непосредственное пребывание на службе в вооруженных силах РФ или СССР.
  • Пребывание под стражей при условии, что гражданин был привлечен к уголовной ответственности ошибочно.
  • Период отсутствия на службе при условии, что увольнение произведено незаконно.

Порядок подсчета общей выслуги должен обязательно учитывать условия прохождения службы, так как довольно часто пенсионер имеет больший стаж, нежели реальный срок несения службы. Объясняется это наличием льгот, предусматривающих определенное отношение срока службы и стажа.

Коэффициент может быть различным, от 1,5 до 3. К льготной категории относятся военнослужащие их высокогорных районов или регионов Крайнего Севера. Максимальный коэффициент устанавливается военным, являющимся участниками боевых действий, на время ведения таковых.

К особым условиям несения службы можно отнести и ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, службу летчиков во время выполнения заданий, прыжки с парашютом, службу на установках с ядерным вооружением. Отдельную позицию занимает подсчет выслуги лет при уходе на пенсию женщин, ведь для этой категории военнослужащих предусмотрен декретный отпуск. Период продолжительностью 70 дней до рождения ребенка и 3 года после его рождения будет включен в стаж при условии, что суммарный срок пребывания в декрете за всю жизнь не превышает 9 лет.

Расчет военной пенсии

Ежемесячная выплата будет гарантирована только в ряде случаев, когда сформирована минимальная выслуга лет для пенсии. Она не может быть определена однозначно и зависит от сопутствующих условий. Например, минимальный стаж постоянной военной службы должен быть равен 20 годам, в то время как есть уважительные причины покинуть службу досрочно. Компенсация будет выплачиваться военнослужащему, уволившемуся в запас по состоянию здоровья, если он прослужил не менее 10 лет.

Организационно-штабные мероприятия могут привести к расформированию части или целого подразделения. Тогда выход на пенсию военнослужащих тоже считается досрочным, но не по воле граждан. Поэтому и определен достаточно небольшой нижний порог выслуги – 10 лет.

Если военнослужащими было принято решение безосновательно уйти со службы и заняться гражданской деятельностью, то они могут оставить часть военной пенсии при определенных условиях: общий стаж достигает 25 лет, причем из них половина срока отдано службе в армии. Такая будет доступна, когда возраст гражданина позволит получать обычную гражданскую пенсию.

Вопрос минимальной выслуги, при которой можно рассчитывать на получение пособия в настоящее время является одним из актуальнейших. Дело в том, что некоторые парламентарии не раз высказывались за повышение возраста выхода на пенсию. В основном эти предложения вносятся по линии министерства финансов.

В попытках нормализовать бюджет после кризиса принимается ряд неординарных решений, затрагивающих интересы тех, кто рассчитывает на государственную поддержку. Такие меры, как увеличение выслуги лет, могут быть предприняты не только в силовых ведомствах, то есть, для получения пенсии военнослужащими, учителями, врачами может возрасти нижний предел. Реакция на подобные шаги последует незамедлительно, ведь многие держатся за свою работу исключительно по причине небольшого остатка до выслуги. Понимая это, правительство не спешит давать ход реализации данной задумки.

#выслугалет #закон #прававоеннослужащих #право

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве , прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на , уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
- право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
- право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
- право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
- обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
- способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
- принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета

Публикации по теме