Как сделать лицевую петлю на спицах. Вязание петель спицами для начинающих. Как научиться вязать лицевые и изнаночные петли

Это первое, что приходится изучать начинающей вязальщице. Эти элементы можно назвать основными компонентами каждого узора, точнее, его фундаментом.

Освоив метод создания лицевой и изнаночной петли, можно приступать к изготовлению практически любого изделия, например, шарфика. В данной статье мы рассмотрим, спицами, узнаем, что есть классические и скрещенные петли, благодаря иллюстрациям окунемся в техническую сторону процесса, а также изучим несколько простых (но интересных) узоров.

Добро пожаловать в мир вязальщиц!

Девушки и женщины, интересующиеся вязанием, должны осознавать, что обратной дороги не будет! Увлекшись плетением дивных полотен и оценив качество изделий ручной работы, уже невозможно представить вечерние посиделки перед телевизором без спиц. А что уже говорить о том привыкании, которое вызывают комплементы окружающих. Похвала коллег и подруг дорогого стоит, особенно, если она искренняя.

Конечно, чтобы получить на выходе действительно достойные изделия, а не бесформенные тряпочки, нужно тренироваться и совершенствовать свою технику. В мире вязальщиц не место тем, кто привык к быстрому успеху. Здесь придется долго и усердно работать. Правда, результат того стоит.

лицевые петли спицами?

Первое, что должна освоить начинающая мастерица, это набор петель. Традиционно для этого используют две спицы и пальцы левой руки (для правшей). Методов набора очень много и мы не будем детально на этом останавливаться.

Количество набранных петель обычно соотносится с раппортом выбранного узора. Для тренировки лучше просто набрать четное количество и вытащить одну спицу из петель. Теперь берем спицу с петлями в левую руку, а второй инструмент - в правую. Нить следует завести поверх указательного пальца левой руки и прижать остальными пальцами.

Чтобы лучше понять, как вязать лицевые петли спицами, необходимо внимательно рассмотреть следующую картинку.

Здесь видно, что первую петлю нужно просто перенести с левой спицы на правую. Затем кончик правой завести под первую стенку петли (она обозначена цифрой 1). Захватить рабочую нить, переброшенную через указательный палец левой руки, и протащить сквозь петлю. В итоге получилась провязанная лицевая петля. Дальше последовательность нужно повторять до тех пор, пока провязанными не окажутся все элементы ряда.

Формирование изнаночных петель

На следующем этапе приступим к вывязыванию изнаночных петель. Для этого полотно следует повернуть. Таким образом, в левой руке оказывается спица с петлями, а в правой - пустой инструмент. Первую петельку снимаем, начиная со второй, вяжем:

  • Заводим кончик правой спицы под первую стенку петли (обратите внимание, при выполнении лицевых петель, спица вводится в петлю, а не под нее).
  • Захватываем рабочую нить и протаскиваем, формируя новый элемент.
  • Повторяем алгоритм до конца ряда.

На рисунке, приведенном ниже, видно, как выглядит полотно, связанное чулочным узором (лицевые ряды - лицевые петли, изнаночные ряды - изнаночные петли).

Нередко новички от усердия вяжут слишком туго, поэтому им бывает сложно протаскивать нить сквозь петли. В таком случае им можно порекомендовать использовать толстую пряжу и спицы, на размер больше тех, что рекомендует производитель (например, №4 вместо №3).

Как вязать лицевую «скрещенную» петлю спицами?

Нередко в современной литературе фигурируют загадочные «скрещенные» петли. Они могут быть лицевыми и изнаночными. Когда мастерица работает по такому методу, ее полотно получается более аккуратным и ровным, а также отсутствуют прослабленные петельки. Это актуально, если приходится вязать большой фрагмент

Суть метода в том, что спицу вводят не в/под первую стенку петель, а в/под вторую. Это не так удобно, как классический метод и требует дополнительного времени. Однако получившиеся «скрещенные» петли формируют более тугое и красивое полотно.

В среде мастериц до сих пор ведутся споры о том, как правильно вязать лицевые петли спицами, но ответ прост: как удобно, так и правильно.

Манипуляции с петлями: расширение и сокращение полотна

Когда освоены основные методики, нужно идти дальше и знакомиться с принципами образования фигурного полотна. При изготовлении практически любого изделия, мастерице придется сокращать или увеличивать количество петель в ряду.

Убавление происходит при одновременном провязывании двух, трех или большего количества элементов. Здесь изображено, как сокращают одну петлю в лицевом ряду.

На следующей схеме можно увидеть превращение трех петель в одну простым методом.

Он не всегда уместен, так как сокращенные элементы будут наклонены в одну сторону. Если же нужно получить симметричный острый пик, действуют другим способом:


Эти действия необходимы для правильного выполнения некоторых ажурных узоров или для вывязывания пройм, горловин или окатов рукавов.

Прибавление петель: популярны способы

Зная, как вязать лицевые петли спицами, можно прибавлять новые элементы в любом месте полотна. Существует три способа, с помощью которых выполняют расширение деталей:

Потренировавшись в выполнении описанных приемов, можно переходить к изготовлению полотен.

Простые узоры из лицевых и изнаночных петель

Многие схемы основаны на сочетании самых простых элементов. Благодаря фантазии дизайнеров и огромному количеству доступных вариаций, мы имеем возможность выбирать наиболее подходящие для наших целей узоры.

Руководствуясь инструкцией о том, как вязать лицевые и изнаночные петли спицами, мастерица может выполнить не менее сотни различных орнаментов. Доказательства представлены ниже.

Узор «рис» и другие схемы

Наиболее распространенным считается узор, состоящий исключительно из лицевых и изнаночных петелек, который называют «рис». Различные публикации дают ему другие названия, но это самое точное. Готовое полотно густо усеяно маленькими выпуклыми «шишечками», похожими на рисовые зерна.

Вы уже научились набирать петли первого базового ряда. Следующий шаг - изучение вывязывания основных петель. В любом вязании базовыми являются лицевые и изнаночные петли, а без убавления петель не может обойтись практически ни одно трикотажное изделие.

Строение петли

Чтобы понимать инструкции по вывязыванию разных типов петель и узоров необходимо знать строение петли.

У каждой петли есть передняя и задняя стенки. Нить, соединяющая две соседних петли, называется протяжкой.

Расстояние между петлями называют петельным шагом.

Лицевая петля

С изучения вывязывания лицевой петли начинается любой курс изучения вязания. Мы не будем отходить от этого негласного правила. Итак, приступим.

Лицевые петли можно вязать двумя способами:
- за переднюю стенку или сверху;
- за заднюю стенку или снизу.

Классическая лицевая петля

Если в схеме есть лицевая петля, то, если нет оговорок, она вывязывается именно классическим способом: за переднюю стенку или сверху.

Давайте попробуем связать лицевую петлю классическим способом. У вас уже есть на спице несколько набранных петель первого ряда. Возьмите ее в левую руку. Рабочую нить заведите за работу. Введите правую спицу в первую петлю слева направо от себя. Подхватите спицей рабочую нить и вытяните ее.

Получили классическую или скрещенную лицевую петлю.

Второй вид лицевой петли

В этом способе лицевая петля провязывается за заднюю стенку.

В левой руке у вас спица с петлями, которые будем провязывать. Рабочая нить за работой. Введите в первую петлю правую спицу справа налево от себя. Захватите рабочую нить и вытяните петлю.

В описаниях встречаются такие названия этого способа провязывания лицевой петли: английская или бабушкина.


Изнаночная петля

Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями. Рабочая нить должна быть перед работой. Проведите правую спицу под рабочей нитью и введите спицу в петлю справа налево. Захватите рабочую нить перед спицей и вытяните петлю от себя.

Таким образом провязывается изнаночная петля за переднюю стенку.

Скрещенная изнаночная петля

В левой руке, как и раньше, у вас спица с петлями, которые будете провязывать. Рабочую нить оставьте перед работой. Правую спицу нужно ввести слева направо на себя. Обвейте рабочей нитью снизу вверх правую спицу и вытяните петлю.

Таким образом провязывается изнаночная петля за заднюю стенку.



Убавление петель

При вязании многих вещей используется убавление петель: для вывязывания пройм, при формировании некоторых узоров, для формирования конца носка, варежек, пальцев на перчатках и т.д.

Рассмотрим основные способы убавления петель.

Две петли вместе лицевой

В левой руке спица с вязаным полотном. Рабочая нить за работой. Правую спицу введите в две петли на левой спице слева направо от себя. Подхватите спицей рабочую нить и вытяните ее на себя. Сбросьте обе провязанных петли с левой спицы.

Две петли вместе скрещенной лицевой

Возьмите в левую руку спицу с вязаным полотном, на котором будем делать убавления. Рабочая нить должна быть за работой. Правую спицу введите в две петли справа налево под спицу. Захватите рабочую нить сверху от себя. Протяните ее через обе петли. Сбросьте обе провязанных петли с левой спицы.

Так же можно провязать вместе большее количество петель.

Две петли вместе изнаночной

В левой руке спица с вязаным полотном. Рабочая нить перед работой. Правую спицу проведите под рабочей нитью и введите в две петли на левой спице справа налево на себя. Подхватите спицей рабочую нить и вытяните ее. Сбросьте обе провязанных петли с левой спицы.

Так же можно провязать вместе большее количество петель.

Две петли вместе скрещенной изнаночной

Возьмите в левую руку спицу с вязаным полотном, на котором будем делать убавления. Рабочая нить должна быть перед работой. Правую спицу проведите под рабочей нитью и введите в две петли слева направо, как при вывязывании одной скрещенной изнаночной петли. Захватите рабочую нить сверху от себя. Протяните ее через обе петли. Сбросьте обе провязанных петли с левой спицы.

Так же можно провязать вместе большее количество петель.

Три петли вместе с перемещением лицевой скрещенной

Возьмите в левую руку спицу с вязаным полотном, на котором будем делать убавления.

Давайте поменяем первую и вторую петлю местами. Снимите первые две петли на правую спицу, не провязывая. Сложите обе спицы вместе, повернув правую спицу против часовой стрелки на 180 градусов. Переснимите первые две петли обратно с правой спицы на левую, чтобы петли на левой спице в итоге были в таком порядке: 3 петля, 1 петля, 2 петля.

Теперь нужно провязать три петли вместе лицевой скрещенной. Рабочая нить за работой. Введите во все три петли правую спицу справа налево от себя. Захватите рабочую нить и вытяните петлю. Сбросьте все провязанные петли с левой спицы.

мы научились набирать петли для вязания, а теперь приступим уже непосредственно к вязанию полотна.

Для начала Вы должны знать, что при вязании спицами используется 2 основных вида петель – это ЛИЦЕВЫЕ и ИЗНАНОЧНЫЕ петли. Они могут провязываться также двумя способами: за верхние или за нижние дольки (по-другому говорят: передние или задние стенки), и могут в зависимости от способа вязания быть как обычными, так и скрещёнными. Всё это мы позже рассмотрим более подробно. А на этом уроке конкретно приступим к вязанию обычных лицевых петель за верхние дольки.

  • Шаг 1. Начнём вязать первый ряд. В левой руке держим спицу с набранными петлями. При этом поворачиваем вязание так, что длинный и короткий концы нити находятся с правой стороны. Правой рукой вводим вторую спицу справа в первую петлю наборного ряда и снимаем эту петлю с левой спицы, при этом слегка нажимая указательным пальцем правой рукой на кончик левой спицы. Петля оказывается на правой спице.

ЗАПОМНИТЕ! Первую петлю КАЖДОГО ряда нужно просто снимать, не провязывая, для образования ровного вертикального края вязаного полотна.

  • Шаг 2. В данный момент петли на левой спице лежат таким образом, что лицевыми петлями их нужно провязывать за верхние дольки. Чтобы провязать лицевую петлю за верхние дольки нужно вводить правую спицу в петлю, лежащую на левой спице, с левой стороны (см. фото):

  • Шаг 3. Правой спицей, введённой в петлю, не вынимая её из петли, подхватываем снизу и справа рабочую нить (длинный конец от клубка), которая лежит на указательном пальце и зажимается средним, безымянным и маленьким пальцами левой руки. При этом указательным пальцем правой руки слегка придерживаем на правой спице первую снятую петлю. Протягиваем подхваченную нить внутрь петли, при этом на правой спице образовывается новая петля:

  • Шаг 4. Снимаем с левой спицы петлю, через которую протянули новую петлю, слегка нажимая указательным пальцем правой руки на кончик левой спицы:

  • Дальше вяжем, повторяя шаги 2-4:

Провязав таким образом все петли, лежащие на левой спице, поворачиваем вязание так, чтобы рабочая нить снова оказалась у правого края. Провязываем второй и последующий ряды аналогично первому.

Когда мы вяжем полотно только лицевыми петлями , то в процессе получаем наипростейший узор, который называется « ».

Так выглядит платочная вязка.

Лирическое отступление: Платочная вязка хоть и является одним из самых простых узоров, но красиво получается только на качественной пряже, так как на нём слишком заметны все погрешности и неровности петель. Имейте это в виду при проектировании своих изделий.

  • Подведём итог: на этом уроке мы научились вязать лицевую петлю за верхние дольки (передние стенки), а также освоили платочную вязку. Практикуйтесь и «набивайте» руки.

И встретимся на следующем уроке, где будем «покорять» изнаночную петлю.

Инструкция

Наберите начальный ряд. Количество петель зависит от ширины предполагаемого . Отмотайте от клубка нитку соответствующей длины – обычно это две ширины детали. Возьмите нить в левую руку, пропустите ее между средним и указательным пальцами и обведите большого. Тремя остальными пальцами вы будете ее придерживать вместе с нитью, идущей от клубка.

Набирайте петли двумя , сложенными вместе. Подведите спицу в петлю на большом пальце, захватите нить и протащите ее через петлю. Снимите нитку с большого , а получившуюся петлю слегка подтяните. Таким же образом сделайте следующую петлю, слегка придерживая первую – и остальные. После того, как нужное количество петель будет набрано, одну спицу вытащите.

Спицу с начальным рядом оставьте в левой руке, а свободную возьмите в правую. Указательным пальцем левой руки слегка придерживайте нить от клубка. Самая первая петля кромочной – обычно ее непровязанной (за исключением , где требуется особенно незаметное скрепление деталей). Первую петлю снимайте, не провязывая, в каждом ряду.

Теперь конец правой спицы проденьте в следующую петлю, захватите нить, перекинутую через указательный палец, и протяните ее в петлю. Спицу продевайте от себя, справа налево, сквозь петлю. Теперь снимите провязанную петлю перекиньте на правую спицу. Таким же образом вяжите все остальные петли, до последней.

Когда провяжете последнюю петлю, поверните работу и начинайте новый ряд. Не забудьте снять непровязанной первую петлю! Связав несколько рядов, вы увидите, что с обеих сторон получился одинаковым.

Видео по теме

Полезный совет

Лицевые петли бывают двух видов - за переднюю или за заднюю стенку вывязываются в зависимости от того, с какой стороны от петли вы вводите в нее спицу. Если слева – лицевая за переднюю стенку, если слева – за заднюю, их еще называют обратными лицевыми или бабушкиными. Необходимо освоить оба способа, поскольку это требуется для выполнения некоторых сложных узоров.

Потренируйтесь немного перед тем, как начать вязать изделие, ведь именно от качества выполнения лицевых петель будет зависеть его внешний вид. Наберите произвольное количество петель, лучше нечетное. Свяжите несколько рядов одними лицевыми петлями за переднюю стенку, чтобы получился прямоугольник. Закройте петли. Получился образец, по которому можно рассчитать количество петель, необходимое для вязания изделия из ниток такой же толщины. Попробуйте связать точно такой же прямоугольничек одними лицевыми петлями за заднюю стенку, а потом – выполните такой же образец из нитей разных цветов. .

Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей; с утолщенным или ажурным краем; с бахромой; из сдвоенных петель и т. д. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки.

Способ1. Набор петель начального ряда из одной нити ‑ воздушные петли (рис.1)

В правую руку возьмите конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажмите в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместите ее на указательном.

Введите спицу острием на себя под нить на указательном пальце. Образовавшуюся петлю сбросьте с указательного пальца и затяните на спице. Все остальные петли набирайте точно так же, стараясь затягивать их с одинаковым усилием.

Этот способ обычно применяют, когда нужно получить очень тонкий край трикотажного полотна (полезные советы по вязанию).

Попробуйте набрать им 20-30 петель.

Способ 2. Набор петель начального ряда из двух нитей (рис.2)

Пожалуй, это самый распространенный способ.

Нить от клубка поместите в левую ладонь (рис. 2.1). Длина, свисающего конца должна быть вдвое больше ширины полотна, для которого набирают петли. Обведите нить вокруг большого пальца левой руки против часовой стрелки (рис. 2.2), затем положите нить на согнутый указательный палец и далее зажмите ее в левой ладони вместе с концом нити (рис.2.3).

Две спицы, сложенные вместе, введите под нить с внутренней стороны большого пальца (рис.2.4), повернув спицы вправо, захватите нить с указательного пальца (рис.2.5) и протяните в петлю на большом пальце (рис. 2.6).

После этого сбросьте петлю с большого пальца, тут же подведите его под нить и, раздвигая большой и указательный пальцы в противоположные стороны, туго затяните петлю на спицах (рис. 2.7) - образовалась 1-я петля.

Теперь, не сбрасывая нитей с пальцев, отведите влево большой палец левой руки, отчего на нем получится петля (рис.2.8). Со стороны ладони введите спицы в эту петлю снизу вверх (под переднюю нить), захватите нить с указательного пальца и протяните ее в петлю.

Рисунок 2.1

Рисунок 2.5

Рисунок 2.2

Рисунок 2.6

Рисунок 2.3

Рисунок 2.7

Рисунок 2.4

Рисунок 2.8

Затем повторите те же движения, что и при образовании 1-й петли, на спицах получилась 2-я петля. Следующие петли выполняйте так же, как 2-ю. Чтобы нижняя цепочка (основание петель) не перекручивалась вокруг спиц, указательным пальцем правой руки придерживайте каждую новую петлю. Для тренировки наберите 30-40 петель.

Способ 3. Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой (рис. 3)

Набирают петли на 2 спицы точно так же, как при способе 2, с той лишь разницей, что конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывают вдвое (нить, лежащая на указательном пальце, остается прежней толщины). При таком наборе петли начального ряда получаются толщиной в одну нить, а нижняя цепочка - в 2 нити.

Утолщенный край используют для моделей из мохера, для укрепления нижней кромки трикотажного полотна в повседневной одежде и т. д.

С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.

Лицевые петли

Строение лицевой петли (рис. 4) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).

Способ 1. Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку

Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе. Вязание лицевыми и изнаночными часто используется для игрушек, посмотрите, например, такое вязание мыши .

Упражнение 1. Платочное вязание из лицевых петель, вывязанных за передние стенки

Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т. д. Опытные вязальщицы сами придумывали красивые узоры спицами .

Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую - рабочую спицу (правая).

Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем.

Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю - кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 4.1) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой).

В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор.

Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по одной с каждой стороны вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.

После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис.4.2) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.

Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см; вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).

Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным - 29.

Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами из одного и того же количества петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства.

Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.

Упражнение 2. Платочное вязанье полоску . Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте спице.

Способ 2. Вывязывание лицевой петли заднюю стенку («бабушкина» лицевая петля)

«Бабушкины» лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п.

Все названия условны, и, которое из них можно считать наиболее удачным сказать трудно.

Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки.

Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна (стенки петель у основания перекрещены).

1-й ряд и все последующие - лицевые петли.

Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 4.3) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую.

«Бабушкиными» лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.

Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы к уроку 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.

Публикации по теме