Как помочь малышу быстрее привыкнуть к детскому саду? Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Как приучить ребенка к дет саду
По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?
Почему ребёнку нужно ходить в детский сад
Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.
Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.
Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:
- ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
- психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
- приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
- организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
- проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.
Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео
В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду
Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.
В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.
Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица
2 года | 3 года |
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. | Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего. |
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. | Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое. |
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе. | |
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. | Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними. |
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте. |
Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.
Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.
Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского
Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду
Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:
- в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
- не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
- обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
- перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
- малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
- приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
- после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
- психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.
Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.
Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада
Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.
Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица
Ясельная группа, 2 года | Младшая группа, 3 года |
Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. | В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки. |
В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. | Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках. |
Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. | Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался. |
Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. | Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует. |
Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие. | |
Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых. |
Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.
Детский сад и режим
Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :
- 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
- 8.00 - 8.20 зарядка;
- 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
- 8.30 - 9.00 завтрак;
- 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
- 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
- 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
- 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
- 12.20 - 12.45 обед;
- 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
- 13.00 - 15.00 дневной сон;
- 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
- 15.30 - 16.00 полдник;
- 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
- 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
- 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
- 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.
Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.
Питание в саду
Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:
- молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
- первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
- вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
- мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
- рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
- мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
- напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.
Степени адаптации: как различить и что делать родителям
Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.
Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.
Виды адаптации ребенка - таблица
Лёгкая | Средняя | Тяжёлая | |
Длительность | Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. | От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. | Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет. |
Поведение ребёнка | Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. | Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. | Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура. |
Рекомендации родителям | Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. | Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. | В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска. |
Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео
Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду
Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.
- Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
- Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
- Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
- На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
- Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
- Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
- Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
- Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
- Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
- Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.
Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.
Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.
Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео
Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.
Как приучить ребенка к садику в 2 года? Этот вопрос волнует многих родителей. Ведь для всех мам момент, когда кроха начинает посещать детский сад, сопровождается стрессами и переживаниями. Да и для деток это немалое испытание. Они не понимают, зачем ходить в детский сад и оставаться при этом с чужими взрослыми. Конечно же, им тяжело свыкнуться с новым режимом, ведь малыш привык находиться рядом с мамой. Но все же, каким бы не был этот момент тяжелым, понятное дело, рано или поздно дитю придется адаптироваться. Что может сделать родитель для того, чтобы помочь ребенку поскорее и наиболее безболезненно пережить этот этап? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Причина того, что для большинства детей поход в детский сад вызывает негативные эмоции, очевидна. Дело в том, что происходит резкая смена обстановки, привычного уклада. Если ранее мама всегда опекала ребенка, находилась поблизости, всегда готова была помочь, пожалеть, поиграть, то сейчас, когда ребенок впервые попадает в детский сад, мамы рядом нет, приходиться контактировать с взрослыми незнакомцами-воспитателями. Другая обстановка, другие люди, длительное времяпровождение вдали от родителей - все это крайне пугает малыша. В такой ситуации главная ошибка родителей заключается в том, что они начинают обвинять ребенка в трусости. Не стоит этого делать, будьте снисходительными к своему чаду. Вспомните себя в его возрасте, наверняка вас также пугали детский сад, школа, а сейчас - смена рабочего места. Ваша задача как родителей, наоборот, развеять страхи малыша, оказать поддержку и приободрить.
Будьте последовательны в действиях в процессе приучения ребенка к детскому саду. Для начала необходимо рассказать малышу об этом месте. Упомяните о том, что в детском садике все дети дружны, все играют и веселятся, о том, что именно здесь можно найти хороших друзей, с которыми ребенка ожидают незабываемые приключения. За некоторое время до первого визита в детский сад позаботьтесь об изменении режима дня, соответствующему режиму дня в детском саду. Так и вам, и малышу будет проще адаптироваться. Обязательно приучите ребенка к раннему подъему, в противном случае потом, когда придет время для детского сада, утро будет начинаться с криками, нервами и плачем, что лишь негативно повлияет на отношение ребенка к походам в детский садик.
Куда проще будет привыкнуть к детскому саду тем деткам, которые могут самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться. Поэтому научите всему этому своего малыша заранее. Расскажите ребенку о том, кто такой воспитатель. Объясните ему, что это человек, к которому всегда можно обратиться за помощью, которого необходимо слушаться. Предварительно рекомендуется побеседовать с воспитателем, обрисовав в общих чертах характер вашего ребенка. Воспитателю наверняка пригодится данная информация, она поможет найти к малышу индивидуальный подход, что, несомненно, лишь благотворно повлияет на его ощущения от пребывания в детском саду.
Дабы не травмировать малыша, поначалу следует оставлять его в детском саду лишь на пару часов, постепенно доводя этот период времени до полного дня. Как только ребенок перестанет капризничать по поводу дневного сна в детском саду, можете смело праздновать успех. Большинство психологов сходятся во мнении, что в первые дни малыша лучше водить в детский сад вечером, чтобы он наблюдал за тем, как других деток забирают родители. Так, он убедится в том, что за ним тоже придут в скором времени и заберут домой. Не забудьте дать ребенку в детский сад его любимую игрушку. Она не позволит малышу почувствовать себя одиноким. Также очень важно уделять крохе максимальное внимание, когда он только начинает посещать детский сад. Он не должен чувствовать себя покинутым и никому ненужным.
Приучить двухгодовалого кроху к посещению детского сада реально! Вышеуказанные рекомендации помогут вам сделать это наиболее безболезненно и плавно. Удачи!
Не секрет, что многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребенка ходить в детский садик. От постоянных истерик малыша по утрам страдает вся семья, и в первую очередь сам кроха. Кто-то данную проблему решает просто – насильно отводит малыша в садик, не смотря на его капризы. Ну а кто-то пытается понять, в чем кроется причина истерик малыша, и что его так пугает в саду. Точно можно сказать одно, пускать на самотек проблему нельзя. Необходимо непременно выяснить, в чем дело, и сделать соответствующие выводы.
Возможные причины
Малыш может бунтовать против садика просто из-за того, что он вредничает. Но чаще всего проблема кроется более глубоко. Поэтому родители должны узнать некоторые причины, по которым ребенок может отказываться от посещения детского сада. Ведь бежать к руководству дошкольного учреждения со скандалами или ругать малыша – это не выход.
Чтобы понять, в чем именно кроется причина утренних истерик вашего малыша, присмотритесь к нему, поговорите с воспитателем и другими мамами. Если вам не удастся выяснить причину самостоятельно, то стоит задуматься над посещением психолога. Ведь проблему в любом случае нужно решать, и чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше, прежде всего для вашего чада. Задавать малышу вопрос о том, почему он не хочет ходить в сад, не стоит. По крайне мере это нужно сделать как-нибудь мягко, играя. Потому что получить точного ответа на вопрос заданный в лоб, вряд ли получится.
Выражение протеста
Когда ребенок не хочет ходить в сад, а вы безуспешно пытаетесь его приучить к нему, вы должны обратить внимание на то, как он выражает свой протест. Многие дети вместо того, чтобы открыто показать свое нежелание родителям, избегают слез и держат все свои эмоции глубоко в душе. Поэтому ваша задача понять, каким образом ваше чадо выражает протест против детского сада.
- Словесная форма. В то время, когда вы пытаетесь приучить кроху к детскому саду, ваше чадо ежедневно сообщает вам, что он не желает расставаться с вами, и не хочет посещать садик. Кто-то делает это непосредственно на пороге детского сада, ну а кто-то бунтует перед сном. Причем словесный протест редко обходится без слез и истерик.
- Истерика. Приучить ребенка к садику, когда по утрам у него случается настоящая истерика, достаточно сложно. Поэтому данная форма протеста является одной из самых выраженных и в тоже время распространенных. В момент истерики малыш кричит, сопротивляется и совершенно не реагирует на доводы окружающих, он просто не замечает их. Ребенок может легко перейти от слез к топанью ногами, раскидыванью вещей, размахиванию руками. Некоторые малыши даже начинают кататься по полу и биться головой. Такая ситуация требует немедленной реакции со стороны взрослых. Первое время можно постараться самостоятельно выяснить причины и решить проблему, но если ситуация не улучшается, и вам по-прежнему не удается приучить малыша к садику, то стоит незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.
- Плач. Если ваш кроха просто плачет каждое утро, но не истерит, то вам следует пообщаться с воспитателем и самим малышом.
- Протест в скрытой форме. Это самая сложная ситуация, которая достаточно часто «спускается родителями на тормозах». Когда кроха кричит и шумит, во всеуслышание заявляя о своем нежелании ходить в сад, видно всем и сразу. А вот когда кроха боится или не может выразить свои эмоции и желания, тогда чуткость нужно проявить родителям. На что стоит обратить внимание? Во-первых, малыш медленно собирается в садик, тянет время. Во-вторых, малыш выглядит уставшим и совершенно обессиленным. В-третьих, кроха придумывает различные предлоги и предлагает альтернативу походу в детский сад (посидеть с бабушкой, остаться дома с папой, ведь у него выходной, и т.д.). В-четвертых, кроха показывает во время игры, каким плохим он видит детский сад (куклы тоже не хотят идти, а сад на рисунке выглядит мрачно). В-пятых, малыш может начать страдать бессонницей и потерей аппетита.
Когда ребенок не хочет посещать сад, важно заметить первые звоночки проблемы. Только чуткие родители могут своевременно понять, в чем дело, и решить вопрос. Поняв причины беспокойства крохи, можно будет приучить ходить малыша в сад безболезненно и без слез.
Выяснение причин и решение проблемы
Итак, вы поняли, что ваш кроха против детского сада. Вы увидели, что он пытается донести до вас свои чувства и просит помощи. Но что же делать, спросите вы. Решение проблемы полностью зависит от причины ее возникновения. Поэтому действовать в каждом конкретном случае нужно будет по-разному.
- Разговаривайте с ребенком. Когда вы забираете малыша из садика, спрашивайте у него, как прошел его день, чем он занимался, что делали остальные дети, чем предлагал заняться воспитатель. Такого непринужденного разговора по душам обычно хватает для того, чтобы выявить причину. Возможно, дети обижают его, доводят до слез, не хотят с ним играть, или воспитатель слишком требовательно подходит к занятиям, пытаясь приучить к новому распорядку.
- Поговорите с воспитателем. Так уж сложилось, что определенный период своей жизни ребенок должен проводить в саду рядом с воспитателем. И именно от него зависит многое в его состоянии и настроении. Не стоит грубить и разговаривать на повышенных тонах, наоборот, попросите совета у воспитателя, расспросите его о поведении своего крохи, о его успеваемости.
- Если вы видите по утрам, что большая часть детей идет в группу в слезах, пора задуматься над созывом родительского собрания. Возможно именно на нем, выслушав мнение всех родителей, вы сможете понять, почему дети отказываются посещать садик.
- Пусть ребенок нарисует садик. Яркие и радостные тона говорят о том, что в саду крохе хорошо, а причиной его истерик является домашняя атмосфера. А вот если садик на картинке выглядит мрачно, то стоит показать творчество крохи психологу или же поговорить с воспитателем.
- Спросите у воспитателя, как проходят занятия малыша. Возможно, он рисует или лепит хуже других детишек, а они смеются над ним. Тогда вам стоит приложить некоторые усилия и позаниматься с ребенком дома.
- Если же у вашего ребенка имеются , то не скупитесь, посетите хорошего логопеда. Ведь дефекты речи достаточно часто становятся помехой в социализации детей.
- В случае, если ваш малыш болен такими заболеваниями, как аутизм, олигофрения, синдром Дауна, у него имеются проблемы со зрением или слухом, постарайтесь найти специализированный садик. Таким образом вы сможете не только избежать насмешек в адрес крохи, но и поможете ему развиваться по определенным правилам. Ведь коррекционные группы проводят ряд лечебных и профилактических занятий.
- Если вы знаете, что ваш малыш чрезмерно эмоционален и чувствителен, то постарайтесь найти хорошего детского психолога, который поможет немного укрепить психику. В противном случае приучить малыша к поведению других детей будет практически невозможно, а каждая безобидная шутка в его адрес будет доводить его до слез.
- Чаще гуляйте с ребенком на детских площадках и в парках. Некоторые родители берегут своих детей и не позволяют им общаться (а вдруг малыша ударят, он чем-нибудь заразиться, свалиться с качелей, наестся песка и пр.), что в последующем ведет к тому, что кроха просто не знает, как можно играть с другими детками, как себя нужно вести в обществе и т.д.
- Перед тем, как начать водить кроху в сад, приучите его к новому режиму дня. Пусть малыш ест и спит примерно в то время, когда это делают дети в саду.
- Постарайтесь с малых лет донести до своего чада, что взрослых нужно не просто слушаться, но и уважать. Малыш должен также понимать, что мама, папа, бабушки и дедушки – это родные и близкие люди. А вот воспитатель, медсестра, логопед или заведующая – это уже практически его «начальство».
- Если все способы и возможные проблемы не подходят именно для вашей ситуации, то остается два варианта – хотя бы один день побыть с малышом в группе и увидеть ситуацию собственными глазами, либо перейти в другой садик. Но последний вариант крайне нежелателен. Ведь это еще один стресс для малыша.
Все вышеперечисленное непременно должно помочь вам и вашему малышу. Однако имеется еще несколько общих советов, о которых тоже нужно знать и помнить.
- если крохе нравится его сад, но вам нужно переехать, постарайтесь не менять садик, лучше затратить больше времени на дорогу до сада, нежели вновь проходить адаптацию к группе и воспитателю;
- не ругайте малыша во время его истерик, это лишь усугубит ситуацию;
- не ссорьтесь при малыше, даже развод родителей не должен пагубно отразиться на его психике.
Учитывая всю изложенную информацию, вы наверняка сможете понять, почему малыш не хочет идти в садик. Первое, что нужно сделать – это сопоставить все факты и сделать правильные выводы. Если вам не под силу сделать это самостоятельно, или вы не понимаете, в чем кроется истинная причина, то лучше сразу ведите ребенка к психологу. Всего несколько индивидуальных занятий и вы не узнаете своего малыша. Возможно, и сами посмотрите на мир другими глазами.
Конечно, решение вопроса о целесообразности посещения малышом дошкольного учреждения принимают родители, но всегда ли они руководствуются разумными доводами, или просто идут на поводу у своего чада, капризничающего и нежелающего расставаться с мамой или бабушкой ни на минуту? Зачем ребенку вообще нужно ходить в детский сад, и как поступать в случае категорического отказа оставаться в группе? Как безболезненно и без нервов приучить ребенка к детскому саду и помочь адаптироваться в коллективе сверстников?
Зачем ребенку нужно ходить в детский сад?
Первая причина, зачем нужен детский сад ребенку – это приучение к дисциплине. Благодаря тому, что приходится прерывать сладкий сон и отправляться куда-то в темноту и холод, ребенок привыкает к порядку, а без этого в жизни никак.
Кроме того, в садике развиваются навыки общения. Даже если ваш отпрыск общительный и легко вступает в контакт на детской площадке или в развивающем центре, куда вы ходите заниматься, все равно этим садика не заменить. В садике больше народа, а значит, больше вариантов взаимодействия, соответственно, вырабатывается больше поведенческих матриц. В садике в группе не только те люди, которые нравятся, но и те, которые не нравятся, и с ними приходится взаимодействовать. И это прекрасная тренировочная площадка! Ведь в жизни не все люди нам приятны, и чем раньше мы научимся общаться с персонами нон фата, тем успешнее сложится наша судьба.
Мало того, именно в садике малыш приобретает первые навыки общения с противоположным полом. Взрослые часто со смехом воспринимают любовь малыша в подготовительной группе. Но на самом деле все эти «вырасту-женюсь-на-Маше» очень серьезны и полезны. Чем раньше ребенок поймет, что мальчик от девочки отличается не только косичками и не только тем, о чем вы подумали, но еще и психологическими особенностями, тем легче такому человеку проходить подростковые влюбленности, а затем выстраивать отношения с противоположным полом во взрослой жизни.
Немаловажная причина, зачем ребенку детский сад – это привыкание обходиться без мамы. Да, именно в саду происходит первый этап отрыва от мамочки. Этот процесс важен для ребенка, но еще более он важен для мамы. Мамам подсознательно не хочется отрываться от своих детей. Им бы хотелось, чтобы ребенок всю жизнь оставался маленьким пупсиком и всегда был бы рядом с мамочкой. Но это иррациональное желание. Подавляюще большинство женщин его преодолевают, хотя и с большим трудом. Садик в этом помогает. Именно скрытое желание мамы не отдавать никому своего малыша и приводит подчас к капризам у порога детского сада. Ведь мать и дитя всю жизнь понимают друг друга!
Зачем ещё ребенку ходить в детский сад, так это за тем, чтобы укрепить иммунитет. В садике организм малыш а «учится» противостоять всем чиханьям и кашлям, которые он «получает» от других детей. Если ребенок не усилит свою иммунную систему в саду, то целый клубок болезней ему придется получить в школе, а тогда справляться с ними будет дольше и сложнее.
А если ребенок не хочет ходить в детский сад, если он абсолютно «недетсадовский»? В большинстве случаев «недетсадовскими» дети становятся из-за недоработки родителей. В том числе из-за подспудного желания мамы нее разлучаться со своим чадом никогда.
Какие трудности могут возникнуть при отправке ребенка в садик? правильно приучать ребенка к детскому саду, чтобы не вызывать отрицательных эмоций?
Как утром собрать ребенка в детский сад?
Первое, что мы делаем, это собираем ребенка в детский сад по утрам. Конечно, это нелегко. А нам-то самим легко ходить на работу каждый день? Особенно когда за окном темно, морозно или сыро. Ужас! Во время утреннего одевания лучше не применять никаких воспитательных мер, но тут возникает первая ошибка. Родители, стремясь собрать ребенка в детский сад как можно быстрее, стараются сами его одеть его, чтобы он не успел вспотеть и не простыл.
Но часто малыш изъявляет желание одеваться самостоятельно. - Я сам! - гордо говорит подрастающее чадо и начинает долго и основательно впихивать ногу в ботинок.
А мама торопится на работу! К тому же она беспокоится, что чадо, уже наполовину укутанное, вспотеет. И тогда мама в сердцах говорит: - Некогда «сам». Потом.
И это еще одна «саперская» ошибка! Кроме того что ребенок и так не хочет идти в детский сад, у него ещё и пропадает всякое желание действовать самостоятельно. Именно с того момента, когда мама не дает своему малышу самому натянуть на себя штанишки или еще что-нибудь, начинается нежелание убирать игрушки, делать уроки и выполнять прочие серьезные поручения взрослых. Мамы, будьте очень аккуратны в своих собственных поступках!
Но как быть? Ведь мама действительно торопится, а малыш действительно одевается медленно. В этих случаях нам как раз и нужны хитрости - что бы и не отбить у малыша охоту к самостоятельности, и не выйти из дома в обед.
Можно пойти на такой компромисс.
Мама незаметно помогает одеваться малышу, при этом приговаривает: - Конечно, ты сам, ты такой молодец. Я только совсем немножечко тебе помогу, хорошо?
Или сказать примерно такую фразу: - Конечно, ты сам. Только сейчас мы очень торопимся, поэтому давай будем одеваться вместе, вечером ты сам будешь раздеваться, ведь ты уже со всем большой.
Надо придумывать такие обороты речи, чтобы в них слышалось, что малыш действует самостоятельно.
Почему ребенок не хочет оставаться в детском саду?
Часто ребенок не хочет оставаться в детском саду, потому что он не любит расставиться с родителями. В этот миг ваш малыш, до этого шагавший вполне бодро, вдруг закатывает истерику и ревет, что ни в какой сад не пойдет. Да еще и «впивается» в ваше пальто своими ручонками. Вы даже не подозревали, что у вашего малютки такие сильные пальцы! Что означает этот крик-манипуляции? Проверка мамы на выдержку? Или есть какие-то объективные причины против похода в сад?
Скорее всего, причин того, почему ребенок не хочет в детский сад, много. И страх, и манипуляции, и проверка мамы, а может, что-то ему вспомнилось неприятное из садиковской жизни. Там ведь не только медом мажут! И дети есть противные, и воспитательница может быть строгой. И кроватки узкие, а не такие, как дома. Но как бы там ни было - не поддавайтесь!
Чтобы адаптация детей к условиям детского сада прошла как можно безболезненнее, чтобы крика не произошло или чтобы он хотя бы прекратился быстрее, надо с малышом договариваться заранее. По дороге в сад рассказывайте ему, как там интересно, как там много игрушек, как там много ребят, какие там интересные прогулки. В саду действительно хорошо! Там на самом деле много игрушек и много увлекательных занятий. Но, конечно, малышу страшно. А куда уходит мама?
Некоторые дети воспринимают поход в сад как желание мамы от них избавиться. Чтобы такое впечатление у ребенка не складывалось, ему надо рассказывать, чем полезным занимаетесь вы, пока он в саду. Если вы на работе, то поведайте ему про работу» об этом мы писали в одной из предыдущих глав. Если вы не работаете, в смысле не занимаетесь производственной деятельностью, объясните, чем вы занимаетесь дома.
Один из советов по успешной адаптации ребенка в детском саду – объясните ему, почему родители должны на короткое время расставаться со своим чадом. Когда вы забираете малыша из сада, обязательно отчитайтесь ему, как прошел ваш день, что полезного вы успели сделать. Поблагодарите кроху за то, что он дал вам такую возможность. Ребенок должен почувствовать свою значимость в общем семейном деле. Тогда ему будет с каждым днем все легче и легче оставаться в саду, и он будет не только отпускать вас без боя, но и поторапливать: ну мам, иди уже скорее, меня ждут друзья и подружки. К тому же эти разговоры станут фундаментом ваших будущих доверительных отношений, которые помогут вам во время учебы в школе.
Как безболезненно приучить ребенка к детскому саду: рекомендации по успешной адаптации малыша
Если ребенок настолько не хочет в садик, что имитирует заболевание, если кашель его притворный, и это явно заметно, то, конечно, надо пошутить, отметить, какой он артист, и отправить его в сад твердо и уверенно. Но беда в том, что зачастую дети действительно заболевают именно от того, что сильно, очень сильно не хотят в сад.
Как же приучить ребенка к детскому саду и выработать правильную методику, чтобы справляться с подобной симуляцией.
Разумеется, дети периодически болеют. Чем меньше ребенок, тем чаще простужается и кашляет. Это закономерно. Но болезни не происходят просто так, у каждой есть причина, и надо понаблюдать за своим ребенком. Присмотритесь к нему внимательно: что он говорит, во что играет. Словом, задайтесь вопросом: а почему мой малыш так часто болеет? Что не так? Какие могут быть глубинные причины нежелания малыша ходить в садик?
Чтобы период адаптация ребенка в детском саду закончился быстрее, сначала понаблюдайте за собой. Проанализируйте ответы на следующие вопросы:
- С каким настроением вы отправляете своего ребенка в сад?
- Какие слова вы при этом произносите?
- С каким настроением вы забираете ребенка из сада?
- Сколько времени в день вы посвящаете ребенку?
- Чем вы занимаетесь, возвращаясь из сада? Вы углубляетесь в домашние дела или проводите время с малышом?
- Рассказывает ли вам ребенок о том, что было в саду? Делится своими достижениями? Гордится ими?
- Сетуете ли вы на усталость? Жалуетесь ребенку, что вас все замучило?
- Радуетесь ли вы, когда вам приходится брать больничный из-за того, что ребенок не идет в сад?
Психологи сформулировали семь правил, как приучить ребенка ходить в детский сад.
Правило 1.
Никогда не критикуйте сад в присутствии ребенка. Возможно, ваш ребенок на что-то жалуется. К его жалобам надо относиться внимательно и постараться разобраться, что на самом деле происходит. Но иногда дети жалуются вовсе не потому, что там действительно плохо, а просто они хитрят. Это один из приемов детской организованной манипуляции: дети улавливают, что если на сад пожаловаться, то мамочка может оставить малыша дома. Важный совет, который поможет адаптации ребенка к детскому саду: не давайте себя перехитрить! Если малыш на что-то пожаловался, пообещайте ему во всем разобраться и тут же, в этом же разговоре, подчеркните преимущества детского сада. Каждый разговор о садике должен закончиться на радостной ноте, чтобы в голове у ребенка закреплялся позитив в отношении сада.
Правило 2. Обязательно обсуждайте с малышом его успехи. Дети делают в саду много полезного: они постоянно что-то рисуют, учат стихи, готовятся к праздникам. Будьте в курсе того, что происходит в саду, и хвалите его за его ежедневные успехи. Это повысит его самооценку и улучшит отношение к саду.
Правило 3. Ещё одна рекомендация по адаптации детей в детском саду – встречайте малыша из садика бодро и весело. Забирая ребенка, мама с напряженным лицом приговаривает: «Давай скорее, нам надо столько всего сделать, и туда зайти, и сюда». Когда ребенок видит маму в таком состоянии, он сделает все для того, чтобы освободить свою любимую мамочку от ее чрезмерных забот. Он даже заболеет, чтобы она только не изматывалась. Пожалейте своих малышей! Сыграйте хорошее настроение! Улыбайтесь чаще, каких бы усилий вам это ни стоило. Ваша улыбка, пусть даже немного натянутая, поможет всем.
Правило 4. После возвращения из сада будьте со своим ребенком. Логично предположить, что, придя домой из сада, вы идете на кухню и начинаете готовить ужин. Готовьте его вместе со своим малышом! Пусть он будет рядом, пусть помогает вам накрывать на стол или разогревать еду. Давая такую рекомендацию по адаптации ребенка к детскому саду, психологи напоминают, что совместная готовка – это прекрасное время для общения, когда вы сможете не торопясь обсудить, кто как провел день. Чем больше малыш расскажет вам о своем садике и о том, что там происходило, тем легче вам будет на другой день собирать его в сад.
Правило 5. Поблагодарите своего малыша за то» что он ходит в сад и дает вам возможность заниматься важными делами. Мы очень редко благодарим друг друга, нам кажется: зачем благодарить, это же очевидно. Зачем благодарить воздух за то, что мы им дышим? А вот, оказывается, надо благодарить! Чем больше «спасибо» мы произнесем за день, тем больше позитива мы впустим в свою жизнь. Каждому человеку всегда приятно услышать спасибо!
Правило 6. Для успешной адаптации ребенка в детском саду обсуждайте, с кем ваш малыш дружит в группе. Дружба - это одна из самых важных ценностей человека. Уметь дружить - социальный навык, и ему нужно обучать. Ваш малыш, даже если он от природы общительный, очень нуждается в ваших рекомендациях и подсказках. Научите ребенка различать, когда дружба искренняя, а когда под предлогом дружбы его хотят использовать. Если вы поможете с младых ногтей развить в своем ребенке коммуникативные способности, это пригодится ему во взрослой жизни, а в детской жизни это усилит его тягу к садику.
Ели вы заметили что-то, что вам не понравилось, не надо обсуждать это с бабушкой в присутствии малыша. Отправьте его спать и сплетничайте, сколько хотите. А если на что-то пожаловался малыш, обязательно обещайте ему разобраться и объясните малышу, почему это происходит. Оправдайте воспитателя! Воспитатель - как режиссер в театре, всегда прав. Возможно, вы слегка погрешите против истины, но зато вы облегчите жизнь себе и своему ребенку.
Соблюдение всех этих нехитрых правил поможет не только приучить ребенка к детскому саду как можно быстрее, но и усилит притягательность детского учреждения, к тому же облегчит ваши утренние сборы.
Статья прочитана 817 раз(a).
Ваш малыш делает первые шаги в самостоятельную жизнь. Во многом от родителей зависит, насколько легко для него пройдет период адаптации.
Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое настроение, подавленность или же, наоборот, нехарактерная раньше чрезмерная активность, перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно подойти к адаптации чада в дошкольном учреждении. В противном случае слезы каждое утро перед выходом из дома и нежелание идти в садик могут затянуться на месяцы.
Развиваем самостоятельность у ребенка
Еще до начала посещения дошкольного учреждения родителям настоятельно рекомендуется научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, умываться, раздеваться и одеваться, пользоваться горшком. У овладевшего этими премудростями малыша трудностей в период адаптации будет гораздо меньше.
Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застежек. Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки. И желательно, чтобы они были расположены спереди, а не на спине. Так ребенок сможет справиться с процессом сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя. Предпочтение лучше отдать немаркой одежде. Тогда и родители избавятся от лишних стирок, и дети не будут бояться испачкаться. К примеру, неплохой вариант для маленьких модниц — майка и джинсовая юбочка на резинке или джинсовый сарафан с кнопками, застегивающимися спереди. Мальчику будет удобнее находиться в группе в футболке и шортиках на резинке.
Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Она не должна быть тесной, но должна хорошо держаться на ноге, не "болтаться", не слетать, а фиксироваться ремешками. Для удобства предпочтение отдайте моделям на липучках.
Обязательно потренируйтесь дома с ребенком надевать и снимать одежду, предназначенную для садика. Пусть некоторое время он поносит ее, чтобы привыкнуть. В противном случае уже в первый день в саду может выясниться, что она неудобная, малышу в ней неловко.
Соблюдаем режим
Еще за месяц-два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике. То есть 7.00-7.30 — подъем, 8.30-9.00 завтрак, 10.30-11.30 — прогулка, 12.00 — обед, 12.30-15.00 — подготовка ко сну, дневной сон, 15.30 — полдник.
Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса-час в выходные и праздничные дни.
Замечено, что тяжелее привыкнуть к жизни в группе тем детям, с которыми практически безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней . Это будет своеобразный "тренинг расставания с мамой" перед детским садом.
Привыкаем постепенно
Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.
Приведенные здесь цифры — это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.
В некоторых учреждениях малышам разрешают находиться в период адаптации вместе с мамой.
"Если вы имеете возможность (не ходите пока на работу, например), подходите к адаптации ребенка в садике спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели (как правило, так говорят работники детских садов), а два месяца. В это время вы вместе с малышом будете „погружаться“ в новый этап его жизни. Ходите вместе с ним в детский сад, оставайтесь на некоторое время с ребенком в группе, забирайте в первые дни, когда он захочет ", - говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.
Обеспечиваем психологический комфорт
Еще до посещения детского учреждения следует объяснить ребенку, что такое детский сад. А еще лучше — наглядно показать. Сходите туда вместе с малышом, посмотрите на ребят во время прогулки. Расскажите, что еще они делают в саду (играют, обедают, спят, поют песенки), и как это интересно.
Можно поиграть с ребенком "в садик": взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой. Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр: можно "показывать в лицах" ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного сочинения "о том, как одна девочка пошла в детский сад, и там ей было очень весело".
Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему свое волнение, которое у вас обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны, но тверды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете (а то он, не дай Бог, решит, что его оставили с чужой тетей навсегда) и укажите время прихода в доступной для его понимания форме. Например: "я приду за тобой, когда ты пообедаешь", "когда ты вместе с ребятами пойдешь гулять". Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия, возможность посмотреть на маму из окна). Если малыш слишком болезненно реагирует на прощание, поручите отводить ребенка папе или бабушке.
Встречая ребенка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте события, произошедшие за время вашей разлуки. Хвалите его за успехи, давайте советы, если считаете, что он поступил неправильно. Малыш в этом случае будет знать, что проблему, возникшую в садике, родители всегда помогут решить. Он будет чувствовать, что в сложных ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.
"Отдавая ребенка в садик, родители должны понимать важность этого события как для малыша, так и для их отношений с собственным чадом. Разговаривайте и обсуждайте с малышом свои позитивные переживания и ощущения по поводу садика, оказывайте поддержку и хвалите за новые достижения! Только в дружелюбной и спокойной атмосфере малыш почувствует уверенность в вашей любви и поверит в собственные силы", — продолжает Татьяна Илларионова.
В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Ребенок получит новые впечатления и отвлечется от негативных переживаний. Побалуйте его чем-нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны. Поэтому на время откажитесь от походов в театр, кино, цирк и даже в гости. Телевизор также может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач до 10-15 минут за вечер.
Не рекомендуется отдавать малыша в садик в период так называемого "кризиса трех лет". Пусть ребенок пойдет чуть раньше — в 2,5 года или уже к четырем годам, когда кризисный период кончится.
Послушаем специалистов.
Илларионова Татьяна, психоаналитик:
Возраст от 2-х до 4-х лет — важный этап в жизни маленького человечка. Дети приучаются к туалету, овладевают навыками опрятности и проходят процесс социализации. У них происходит дальнейшее освоение собственного тела, развиваются способности жить в обществе, подчиняться принятым нормам и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому самым лучшим возрастом для начала посещения садика является этот возраст — 3 года. Или немного старше. Как правило, к этому периоду ребенок уже обладает навыками самообслуживания и готов психологически вступать в контакты с другими детьми, выстраивать с ними отношения.
Морозова Ольга, социальный педагог:
Каждый ребенок — это личность со своим темпераментом и особенностями характера, потому ошибочно было бы сказать, что всех детей лучше отдавать в детский сад, к примеру, в 4 года. Я считаю, что сами родители должны определить готовность своего малыша к детскому саду, проанализировав его характер, поведение. Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Но помимо этого важна и психологическая готовность к нахождению в коллективе, то есть его умение общаться с другими детьми, готовность делиться или меняться игрушками. Важный аспект готовности к детскому саду — умение расставаться с мамой. Задача родителей — заблаговременно приучить ребенка к тому, что в саду он будет находиться без них, а с воспитателем и другими детьми.
Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.
Всегда уважительно отзывайтесь о воспитателе и персонале, ухаживающем за детьми. Ни в коем случае не критикуйте их работу при сыне или дочери и не говорите никогда плохо о самом дошкольном учреждении (даже если на то есть основания). Наоборот, старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
Лучше, чтобы время адаптации к дошкольному учреждению не совпадало с такими значимыми событиями, как рождение нового члена семьи, развод родителей, переезд на новую квартиру.
"Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, родители короткими замечаниями способны сформировать у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша", — советует социальный педагог Морозова Ольга.
И будьте в период адаптации терпимы к изменившемуся поведению ребенка. Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что "плохой", а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, более строгим требованиям, режиму.
Учимся дружить
Не стоит и пренебрегать взаимоотношением ребенка с одногруппниками. Ведь научиться правильно общаться с людьми для человека не менее (и даже более) важно, чем освоить школьную программу.
Расспросите малыша, есть ли у него в садике друзья, с кем он играет, нравится ли ему в группе. Покажите ему, как нужно дружить. Пусть во время прогулок во дворе он делится игрушками с другими малышами, а также не стесняется попросить у них что-нибудь на время или предложить вместе поиграть. И пусть не обижается в случае отказа.
Разучите детские песенки о дружбе, расскажите о своих друзьях детства, как вам было с ними весело.
Расспросите воспитателя, с кем малыш играет, нет ли у него проблем в коллективе. А еще лучше сами придите на час в группу и посмотрите, как ваш ребенок общается с другими детьми: участвует ли он в общих играх или стоит в стороне, дружелюбно ли он обходится с ровесниками или, напротив, обижает их. А может, наоборот, кто-нибудь обижает его? Это ценное наблюдение даст вам прекрасную возможность скорректировать поведение маленького человека. Объясните, что нельзя никого задирать, но если кто-то обижает, следует постоять за себя. Если вы боитесь, что не справитесь с этой ситуацией сами, обратитесь за советом к детскому психологу. Лучше выявить проблемы в общении в раннем возрасте и предупредить их, чем хвататься за голову, когда они подрастут вместе с ребенком.
Маленькая хитрость
Если ребенок очень остро переживает разлуку с мамой, пусть его отводит в садик кто-нибудь другой. Тогда отправляться утром в группу будет не так тяжело.
Защищаем от инфекций
Еще один животрепещущий вопрос, связанный с адаптацией малышей к дошкольному учреждению, — это частые респираторные инфекции у малышей, которые ходят в садик.
Посещая детский сад, ребенок общается с большим количеством сверстников и сталкивается с огромным количеством респираторных вирусов. Они-то и вызывают ОРВИ. И особенно сильным этот натиск инфекционных агентов становится для малыша, только что преступившего порог дошкольного учреждения. Как же быть?
Одеваемся
Следует правильно одевать ребенка в сад: не давать ему замерзнуть (ведь переохлаждение — это пусковой механизм для активации находящихся в нашем организме вирусов), но и не перегревать. Оцените температуру в группе. Часто осенью в комнатах бывает довольно прохладно. Зимой, наоборот, в детских садах бывает слишком тепло, даже жарко.
Заболел — остался дома
Если вы заметили у вашего малыша первые признаки инфекции (насморк, чихание, ), то следует немедленно забрать его из группы домой и вызвать врача. Если легкое ОРЗ легко можно вылечить за 3 дня, то борьба с серьезным заболеванием займет не меньше недели-двух. Не говоря уже о том, что в случае возникновения осложнений ( , гайморита др.) этот период растянется на несколько недель, а в худшем случае и месяцев.
Когда организм ослаблен борьбой с инфекцией, можно легко "подхватить" и другие респираторные вирусы (которых в детских коллективах немало). Наконец, пожалейте других детей из группы. Ведь ваш ребенок может заразить их.
Для профилактики заболеваний можно использовать назальные капли . Также очень полезны промывания носа слабым соленым раствором воды (подойдет и спрей на основе морской воды). При частых респираторных заболеваниях, которые могут свидетельствовать о снижении , следует проконсультироваться со специалистом (педиатром, иммунологом), пройти обследование на наличие аллергии.
Закаляйся
Наиболее эффективный способ предупреждения ОРВИ — это . Совершенствование терморегуляции делает человека более устойчивым к охлаждению. Эти процедуры не только защитят ребенка от инфекций в саду, но и станут фундаментом для формирования здоровых привычек в будущем, укрепят нервную и эндокринную систему, повысят работоспособность.
Один из наиболее доступных и простых способов укрепить иммунитет — прогулки. Гулять дошкольнику следует не менее 4-х часов в день. Также к общим закаливающим процедурам относятся сон при открытой форточке, регулярное проветривание комнат.
Памятка родителям
Привыкание ребенка к детскому саду: 5 нужно и 5 нельзя.
Нужно
- Научить малыша самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком.
- Соблюдать четкий распорядок дня, максимально приближенный к тому, который будет в садике.
- В простой и доступной для понимания форме рассказать ребенку о том, что его ждет в ДОУ.
- Делиться с малышом впечатлениями дня: спрашивать у него, что он делал в садике, рассказывать, как прошел день у вас на работе.
- Говорить, когда вы его заберете домой, и обязательно сдерживать свое обещание — не опаздывайте в садик, не приходите позже, чем обещали.
- Негативно отзываться о садике или воспитателе в присутствии ребенка. Пугать детским садом.
- Сразу оставлять ребенка в группе на целый день.
- Водить в сад больного малыша.
- Наказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением "плохого" характера ребенка.
- Одевать слишком тепло или, наоборот, излишне кутать малыша.