Есть ли жизнь без детей. О чем молчат в семье без детей Как жить без детей реальные истории

Однажды я прочитала, что отсутствие детей у некоторого количества взрослых людей - это биологическая необходимость. Природа заботится о том, чтобы существовал некий человеческий «запас» на разные случаи. Ведь в любом обществе кто-то рано умирает, есть обездоленные и слабые, случаются войны и другие катаклизмы, которые требуют самоотверженности и риска.

Это просто одна из научных теорий, о которой я потом долго думала. Может быть, действительно есть люди, которым предназначено нечто совсем другое? Они погружаются в науку и совершают открытия. Они организуют, они рискуют, посвящают себя чему-то одному без остатка. Единицы из них честно признаются в том, что не хотят детей, но остальные не решаются. Им кажется, что это не совсем нормально, но на самом деле это вовсе не так.

Психологическая бездетность

Психологи считают, что бездетность бывает биологической и психологической. И если первая связана со здоровьем, то вторая - исключительно свойство личности. Биологически бездетные люди часто становятся прекрасными воспитателями, с удовольствием занимаются с детьми друзей, племянниками, воспитанниками в садике или школе. Они направляют свою энергию в другое русло, «добирают» свои родительские потребности в благотворительности, заботятся о собаках и кошках, в конечном итоге могут стать очень успешными в этом. В конце концов, они часто усыновляют чужих детей, в этом есть высокая справедливость и цивилизационная логика.

Но психологическая бездетность - это совсем другое. «Послушай, - сказала однажды мне знакомая Л., глядя прямо в глаза, - я не знаю, что делать. Материнство - это не для меня!». Ее трехлетняя дочь сидела в тележке супермаркета и меланхолично облизывала чупа-чупс. Мы стояли в очереди на кассу, я была застигнута врасплох и даже не нашлась, что ответить. А что можно сказать? Возмущаться глупо, ведь она говорила искренне. Советовать терпеть? Обратиться к психологу? К тому же я знала историю рождения девочки, где все было завязано на романе с женатым мужчиной и ожиданием его развода. Конечно, Л. любила дочку и любит до сих пор. Отправляет ее учить язык за границу, покупает красивую одежду. Но вот эта тоска, которая у нее тогда появилась в глазах, не проходит. А девочка выросла умной, сильной и колючей. Но она катастрофически не может находиться одна , всегда вижу ее в компании, хоть с кем-нибудь. Возможно, думаю я, ей просто страшно жить без настоящего родителя?

Когда отсутствует инстинкт материнства

Можно ли обвинять Л. в отсутствии родительских инстинктов? Ну не особо интересно человеку заниматься детьми. Он страдает, ему плохо, он убегает на работу или к друзьям, нанимает нянь и покупает ребенку много вещей. Мучается от собственной «неполноценности» и боится в этом признаться, потому что общество накладывает жесткие табу на подобные признания. В обществе есть только одно железное правило: «Дети - это счастье». Точка. Бездетные (особенно по собственному желанию) пары подвергаются такому прессу, который не каждый в состоянии выдержать. И они рожают - для бабушек, для родственников, чтобы все отстали. Идут против собственных желаний, расплачиваясь за это депрессиями, разочарованиями, конфликтами и с детьми, и друг с другом. При этом, возможно, теряя шанс сделать что-то действительно важное и для себя, и для общества. Кто знает, может быть, женщина, которая родила, чтобы быть как все, могла стать серьезным политиком и изменить, наконец, все к лучшему. А парень, увлеченный экологией, поддавшийся на уговоры мамы «подарить, наконец, внуков», мог создать но не сделал этого, потому что не мог позволить себе уйти на три года в океаническую экспедицию. Дети, конечно, делают нас счастливыми, но одновременно гораздо более осторожными и оседлыми, не правда ли?

Нельзя жить без любви

Вспоминаю свою двоюродную бабку, красотку и светскую львицу. У нее не было детей, это стало ее сознательным выбором. Но ее жизнь никак нельзя назвать пустой или трагичной. К ней бесконечно приезжала родня из других городов, приходили друзья - художники, музыканты, писатели. Там бурлила диссидентская жизнь, варился кофе, там читали перепечатанный под копирку самиздат. Она всех устраивала, всеми занималась, знакомила, женила, доставала билеты на спектакли и редкие лекарства. Наряжалась, интриговала, влюблялась (пять мужей - это вам не шутка). Некоторые ее боялись, некоторые терпеть не могли, но большинство любили за яркость, жизнелюбие и остроумие. Она была источником энергии для всех, честно говоря, в эту биографию дети как-то вообще не вписывались. Таких людей не так мало, как кажется, и они нужны не меньше, чем «детные».

Да и вообще, все мы не в состоянии понять настоящий сценарий нашей жизни . Природа или кто-то еще устроили нас так умно и замысловато, что только со временем можно начать догадываться, к чему это все. Так что единственное, что мы можем сделать - это доверять чувствам и не противоречить желаниям. Кому-то хочется воспитывать детей, передавать им свой опыт, одновременно меняясь самим. Кому-то - отдавать всего себя профессии, или увлечению, или нуждающимся людям. И все это в итоге складывается в общую картину, где нет ни одной лишней детали. А вывод мой прост и очень короток. Жить без детей, как и жить без мужа - это нормально. Ненормально только жить без любви .

Когда семейная пара не может иметь детей, супруги порой решаются на усыновление. Так бывает, что спустя какое-то время супруга, который был способен стать биологическим родителем, начинают терзать сомнения: «У меня мог быть родной ребенок, он мог стать моим продолжением». «Летидор» встретился с четырьмя семейными парами, в которых подобная ситуация развивалась по своему собственному пути. А психолог школы усыновителей «День аиста» Светлана Мерченко прокомментировала эти истории.

Нина Тимофеевна, 89 лет:

  • Мы с мужем, Сергей его звали, женились сразу после войны. Он был красавцем, работал инженером – строил самолеты, ухаживал красиво. Я влюбилась сразу же, как на танцах при заводском клубе встретились. Жили дружно, хоть и было сложно в те годы. Детей хотели, но как-то все не получалось. Сначала мы это воспринимали даже с некоторым облегчением, понимали, что было бы сложно растить малыша, думали, родится попозже – как раз хорошо, окрепнем немного, на ноги встанем. Но пришло тридцатилетие, а детей все не было.

Я, конечно, очень сильно начала переживать по этому поводу. Начала уговаривать Сережу поехать провериться к врачу, но он отказывался наотрез, говорил: «Я здоров», и только злился на меня, что я пытаюсь убедить его в отсутствии мужской силы. Однажды мне дали путевку в санаторий и там я сама пошла к врачу, чтобы понять, что же со мной не так. Медицина тогда была не как сейчас развитая, но я надеялась, что врач мне поможет. И что вы думаете, он сказал, что я абсолютно здорова и могу иметь детей. Что мне оставалось думать? Только то, что проблема в муже.

Я и плакала, и просила, и убеждала его заняться лечением или хотя бы провериться, чтобы знать наверняка. Все было бесполезно, он упрекал меня, что я ищу подтверждения его неполноценности. Но, вы знаете, мы не изменяли друг другу, мне казалось, что завести ребенка от другого мужчины – это предательство. Об усыновлении мы не говорили тоже. Но через несколько лет, когда надежды сделать нашу семью полной уже не осталось, случилась одно событие. Я тогда работала медсестрой в больнице. И однажды утром меня срочно вызывает главврач, хорошая такая женщина была, человечная. Захожу в кабинет, она меня просит садиться, очень серьезно на меня смотрит и говорит: «Нина Тимофеевна, сегодня утром у нас под дверью оставили подкидыша, мальчика, несколько дней от роду. Я знаю, что в вашей семье такая ситуация, вы не хотите взять ребенка себе? Мы поможем вам и с документами, и со всем, что будет нужно». Хорошо, что я сидела, иначе бы лишилась чувств, я буквально онемела. Я не верила своему счастью.

Побежала домой к мужу, за спиной будто крылья выросли! Прибегаю домой всклокоченная, запинаясь, рассказываю Сергею: «У нас сын может быть! Мишаней его назовем». Он меня как обухом ударил: «Нет, я чужого ребенка воспитывать не буду». Опять просила, умоляла, но он отвернулся и на эту тему со мной больше не говорил.

Муж давно умер, мне уже 89 лет, и я теперь совсем одна. Жалею ли я о том, что так все сложилось? (Нина Тимофеевна надолго замолчала). Ему сейчас уже больше сорока должно быть. Кто знает, может, был бы добрым сыном, вырастили бы Мишаню хорошим человеком?

Когда-то отсутствие потомства считалось проклятьем, самой страшной карой богов. Те, кто читал Библию, знают, что в древней Палестине, например, пару без потомства могли подвергнуть натуральной обструкции вплоть до изгнания: видать, чем-то прогневила семья Господа, раз лишает Он их счастья деторождения.

Сравнительно (по историческим меркам) недавно, всего сто пятьдесят-двести лет назад, понятия «планирование семьи » не существовало в принципе, рожали, сколько Бог пошлет.

Да и что углубляться так далеко в прошлое, если всего десяток лет назад мы сами не могли объяснить своим родственникам, почему в нашей семье, спустя пять лет после женитьбы, все еще не было потомства.

Не больны ли? Не обделил ли Бог супруга мужской силой? Объяснения, что просто пока не хотим, родственниками не понимались и не принимались категорически, а ведь между ними и нами разница – всего в одно-два поколения.

Сейчас семей, в которых один-два малыша, в наших краях большинство, «малодетные семьи », как их определяли в казенных бумагах Российской Империи, стали нормой. Вместе с тем увеличилось и число семей без потомства вовсе. Каковы причины такого явления, и как жить без детей?

Каковы причины?

Жадные до сомнительных сенсаций журналисты преподносят снижение рождаемости и падение численности населения, как какую-то нашу небывалую специфику. На самом деле, снижение рождаемости и среднего количества чад в ячейке общества наблюдается по всей Европе.

До недавнего времени подобная картина наблюдалась и в США, однако сейчас статистику переломили активно плодящиеся переселенцы из Мексики и Латинской Америки.

С причиной «малодетности » по большому счету все более-менее понятно, с развитием цивилизации большое количество потомства перестало быть экономически целесообразным. В примитивном крестьянском хозяйстве количество рабочих рук было решающим фактором, обеспечивающим не процветание даже, а физическое выживание.

Уже в пять-шесть лет отпрыск был помощником по хозяйству, а в 14-15 – полноценным работником. После того как младенец отнимался от груди, забота о нем полностью возлагалась на плечи старших, таким образом, «воспроизводящий конвейер » переходил на полную самоокупаемость.

Иметь многочисленное потомство было банально выгодно, пропала выгода – ушла в прошлое и массовая многочисленность семей.

Внимательный читатель спросит, а как же плодящиеся иммигранты, неужто промышляют примитивным сельским хозяйством? Причиной плодовитости маргиналов являются социальные пособия, начисляемые, в том числе и на отпрысков.

Больше «поголовье » – больше социальных «плюшек », снова экономический фактор налицо. Впрочем, разбор социальной политики лежит далеко за рамками нашего сегодняшнего обсуждения, потому подробно останавливаться на этом моменте смысла нет.

Аргументы в пользу бездетности

С «малодетностью » разобрались, но ведь родительство является естественной потребностью, что же является причиной полного отсутствия потомства у некоторых семей?

  • Медицинские факторы. К сожалению, нередко бывает, что люди, готовые и желающие иметь потомство, не могут этого сделать по медицинским причинам, процедуры искусственного оплодотворения и услуги суррогатных матерей стоят дорого и доступны далеко не всем. Также далеко не все готовы нести крест усыновления чужого дитя;
  • Добровольный отказ. Осознанное нежелание иметь потомство оформилось в последние годы в так называемое мировоззрение «чайлдфри» (от англ. child free – свободный от детей). Это мировоззрение включает в себя целый комплекс разнообразных причин, в том числе, нежелание женщин быть «продолжением воспроизводственной функции » и жить ради детей. Возможность выбора из всего многообразия способов реализации, которые предоставляет мужчинам и женщинам современный мир, желание полностью посвятить себя науке, искусству, карьере, «не отвлекаясь на детей, которые мешают жить » и т.д. Нередко «чайлдфри » провозглашается обычный столь свойственный молодости максимализм: влюбленным классно живется и без детей , третий (в лице малыша) кажется лишним, и создается впечатление, что так может продолжаться всегда;
  • Самая противоречивая и парадоксальная группа – люди, не являющиеся принципиальными противниками родительства, не имеющие медицинских помех, но, тем не менее, откладывающие рождение малыша, порой, навсегда. Причины тому могут быть разнообразными, но как правило связаны с феноменом, на котором следует остановиться подробнее.

«Детоцентризм»… против детей

Мы так привыкли к тому, что «все лучшее – детям », «дети – наше будущее » и тому подобным постулатам и лозунгом, что они кажутся нам чем-то само собой разумеющимся, представляется, что подобным образом дело обстояло всегда. Однако это далеко не так. Уже упомянутая экономически обоснованная крестьянская многочисленность потомства имела и оборотную сторону.

Первый и лучший кусок всегда скудной крестьянской пищи доставался мужику – главе семьи, главному работнику и кормильцу, потом жене-помощнице, и только после чадам, всегда сначала старшим, потом младшим.

Такой, прямо скажем, дикий с современной точки зрения расклад имел под собой суровую жизненную целесообразность: с гибелью мужика-кормильца семья была обречена, пережить смерть жены семье было гораздо проще, а малыши… Бог дал – Бог и взял, долго горевать-убиваться было некогда, работа не ждала.

Благодаря прогрессу призрак голода перестал стоять за спиной едва ли не каждой семьи, что весьма благотворно сказалось на отношении к потомству, однако маятник качнулся к другой крайности. Малыш провозглашается центром семейной вселенной, Молохом, на алтарь которого должны лечь все остальные интересы семьи.

Вместо здорового отношения к малышам, как естественным плодам любви, любимым, но младшим членам семьи, приходит порой настоящее «детопоклонство ». На смену ребенку-помощнику нередко на постамент воздвигается ребенок-божок.

Самого великого дара, который преподносят чаду родители – самой жизни, уже оказывается недостаточно, общество диктует, что семья обязана доказать, что достойна привести ребенка в этот мир. Прежде чем рожать, необходимо обеспечить ребенку… и далее следует список, полнота которого ограничена лишь фантазией.

Доходит порой до того, что семья отказывается от второго ребенка, потому что… первый против! Ведь это может уменьшить количество достающихся ему благ и родительского внимания. Привлечение же старшего к помощи по содержанию младшего вообще часто объявляется обществом недопустимым насилием над свободой старшего ребенка.

Боязнь быть «недостойным» родителем, перспектива отречения от всего ради блага чада, а также подспудный страх стать рабом собственного дитя и отвращает многих от родительства вообще.

Жизнь без детей

Независимо от причин, если желанная радость материнства вам недоступна, то как жить без детей? Следует помнить о том, что инстинкт материнства, пусть и самый сильный (нередко инстинкт материнства оказывается сильнее даже инстинкта самосохранения), но всего лишь инстинкт.


Недостойно современного разумного человека быть рабом своих инстинктов, которому нужно жить только ради детей. Не забывайте, что вы – цельная многогранная личность сами по себе, отсутствие потомства ни в коем случае не делает вашу жизнь неполноценной.

Очень хочется рассказать вам о своей бестолково прожитой жизни. Мне сейчас 48 лет и я пытаюсь начать жить заново, в чужом городе и совсем одна. Нет, конечно, в моей жизни были и приятные моменты, но и было много разочарования и не реализованных мечтаний и желаний.

Одно из самых главных моих нереализованных желаний – родить ребенка. Нет, со здоровьем все в порядке, просто жизнь так повернулась, как говорится, неудачно. Я была замужем, 26 лет мы с мужем прожили душа в душу, но это мне тогда так казалось.

Валентин (мой супруг) был первой и последней любовью в моей жизни: высокий, красивый, мастер на все руки, работящий. Познакомились мы с ним еще в институте, и через 14 дней нашего знакомства подали заявления в ЗАГС. Через 3 месяца сыграли свадьбу, студенческую – на столе были сосиски и соленые сайт помидоры, денег не было даже на картошку. У Валика родителей не было, его воспитывала двоюродная сестра мамы, и ему было стыдно просить у нее денег, а у меня одна мама и 2 братика-близнеца 7 лет.

Сразу после свадьбы наша молодая семья переехала в комнату в коммуналке, любезно предоставленную нам другом Валика. В комнате была кровать, стул и чемодан с нашими вещами. Так мы прожили 3 года. Еще до свадьбы мы мечтали, что у нас будет 3 детей, Валик очень хотел дочку, да и я тоже. Через год совместной жизни я поговорила об этом с ним, он сказал, что дети это самое лучшее на свете, но рожать детей в таких условиях не стоит, лучше подождать еще годит другой, пока он окончит институт, пойдет работать, нам дадут комнату в семейном общежитии и тогда родим дочку. Я согласилась. Я считала, что он действительно говорит правильно.

Потом на семейном совете, мы решили, что мне надо бросить институт – двум студентам в одной семье будет тесно, да и семейного бюджета сайт нет, чтоб двум питаться в студенческой столовой. А так я буду дома, приготовлю покушать, а он будет забегать и обедать. Окончив институт, Валику дали комнату в общежитии, но и тогда мы детьми не обзавелись. На тот момент на нашем этаже жили 6 пар, 4 из которых имели деток. Там я подружилась с Мариной, она жила с мужем и дочкой. Леночка была тогда очень маленькой и я очень часто помогала Маринки сидела с ней, кормила, гуляла. Тогда я решила поговорить с Валиком, уж больно мне хотелось ребенка, Валик согласился, но где-то через год – он только устроился на работу, пока обживаться на новом месте, чтобы когда родился ребенок, была стабильность.

Стабильности мы ждали 4 года, а когда она пришла, наше общежитие решили расселить. Нас переселили в другое, где были жуткие условия. Через 5 лет нам дали квартиру, хорошую, к тому времени Валик стал уже мастером участка, в доме начали появляться деньги, появилась стабильность и мы решились на ребенка, но беременность не получалось. Я пошла к врачу, которая сайт сказала, что все нормально, выписала витамины и сказала после витамин попытаться еще. Но в то время, Валику предложили место на крупном металлургическом комбинате в другом городе, мы переехали и опять склонялись по квартирам. Потом решили строить дом. Я напоминала ему о ребенке каждый день, а он только отмахивался, что еще все впереди, вот построим дом и родим не трех, но все равно один будет.

Стройка, заботы, неурядицы, годы пролетели как один миг. Когда я очнулась, то увидела что муж стал выглядеть еще краше, чем был – ему очень к лицу несколько седых волос и вообще он у меня мужчина хоть куда. Но у нас пропала страсть, мы были как соседи. Тогда я опять напомнила о ребенке, на что мой муж сказал, что да ребенок нужен. Я сказала: «Давай родим», а он рассмеялся и сказал: «Тетя, тебе сколько лет, в твоем возрасте внуков уже нянчат, а не детей рожают или ты хочешь родить очередного дауна? Тебе уже 44, какие дети, а я найду, кто мне родит ребенка, сайт уж поверь, без ребенка я не останусь».

И тут я прозрела. Поняла, что уже старая, а вся жизнь прошла даром, просто прошла, в заботах о Валентине. Через неделю он ушел, ушел к ней . Сначала я ему звонила, просила, истерила, на нервной почве у меня в 44 года начался климакс, я очень постарела. Год я не жила, а существовала, просто выла днями и ночами, надеялась, что он вернётся. Он вернулся через год, просить развод, сказал, что нашел женщину и она беременна от него. Я спросила, зачем ему девчонка, которая годиться ему в дочке и попросила познакомить, представить меня как свою сестру. Я не знаю, зачем я это сделала, наверно, просто хотела посмотреть, на что он меня променял. Он на удивление согласился.

Я очень удивилась, что избранница Валика не молодая девчушка, а довольно взрослая женщина по имени Анастасия, ей 38, она имеет 2 высших образования и действительно любит его.

Вернувшись домой, я нырнула под одеяла и завыла белугой. Мне помогала Марина, она хоть и жила далеко, но всегда сайт поддерживала. В марте у Валика родилась дочка Вероника, та дочка, о которой мы так с ним мечтали. Он приехал ко мне с бутылкой коньяка и остался. Остался на неделю. Нет, мы с ним не занимались любовью, мы общались как брат и сестра, он рассказывал, как любит жену и дочку, а я плакала. А потом решила, что так тому и быть и надо просто начать все сначала. Я оставила Валику дом, полностью от него отказалась, пусть будет его, ребенку нужен простор для развития – мы же дом строили для наших детей.

Я уехала в маленький городок, там устроилась работать нянечкой в детский сад, снимаю комнату у старушки. Иногда по вечерам мне звонит Валик и рассказывает о своей девочке, а вот на той недели он мне рассказал, что у них с Настей будет сын. А я плачу по ночам…

При слове «семья», как правило, в сознании возникает образ «мама, папа и я» — как минимум один, а то и двое детей. Таково традиционное понятие семьи.

Между тем в последнее время семей, не желающих иметь детей, становится все больше.

Кто-то считает, что такая позиция эгоистична и даже кощунственна, кто-то не видит в ней ничего страшного и противоестественного. Попробуем разобраться, что стоит за этим явлением.

Что стоит за словом «надо»?

Прежде всего, хочется поставить под вопрос саму обязательность появления детей в семье.

Человек на то и человек, что движим не одними инстинктами, у него есть . И если эта способность к рефлексии дана человеку «в базовой комплектации», то он в состоянии задумываться — стоит ли ему приводить ребенка в этот мир?

Однако не столько природа, сколько социальная действительность сыграла с человеком злую шутку — инстинктивное, физиологическое «надо» живой природы человек заменил на «надо» социальное. Физиология, кстати, далеко не всегда «требует» рождения ребенка. Скорее, этого требует его ум и те убеждения, относительно которых он может себя оценивать позитивно.

Например, ребенок порой воспринимается как некая часть атрибутики «благополучия» и «успешности». Надо иметь хорошую работу, крышу над головой, авто, жену/мужа и ребенка. И тогда жизнь будет «устроена», тогда можно сказать себе, что она сложилась, что ты — достаточно успешен, в общем, можно поставить себя пятерку и позволить себе требовать уважения от других.

На практике часто сталкиваюсь вот с чем: приходит женщина, незамужняя, еще не научившаяся даже выстраивать отношения с мужчинами, а уже говорит о том, что надо рожать. Да, в общем-то, не отличаются и те, кто только что вышел замуж, или недавно живет в гражданском браке — не успели еще понять, кто они друг другу, не успели осознать степень ответственности, но уже надо. Часто задаю вопрос: а вы хотите? Ну да! — и в глазах ни тени рефлексии. Стереотипы очень сильны, и часто люди даже не дают себе труда сомневаться. Накладывает отпечаток и господствующая идеология с ее деторождения и социальными поощрениями за него.

А ведь быть родителями — искусство, призвание, которое редко кто воспринимает именно так.

От требовательных мам (будущих бабушек) можно услышать безапелляционное «ты — эгоист, раз не хочешь детей!» За этим нередко стоит: «ты не хочешь меня обрадовать внуками». Есть и более тонкий нюанс — «ты не хочешь соответствовать, не хочешь оправдать мои ожидания, чтобы у тебя было все как надо, а я мог/ла бы тобой гордиться и предъявлять тебя как доказательство и собственной полноценности тоже».

Если человек говорит «я не хочу», какие только не вешают на него ярлыки — бесчувственного, неполноценного, несостоятельного. Но страшнее всего женщинам — если , то она однозначно не состоялась в глазах большинства. И никто не задает вопросов о том, нужна ли ей была на самом деле эта материнская роль, хотела ли они искренне иметь ребенка. Просто «надо».

Ярлыки неполноценных раздают не только недовольные потенциальные бабушки, желающие, чтобы у их детей все было «нормально». А еще и те, у кого дети просто «получились».

На уровне подсознания такие родители чувствуют дисгармонию: они не до конца понимают, зачем они решают все эти бесконечные проблемы с детьми. Ведь хотели-то детей недостаточно искренне, недостаточно осознанно приняли решение о появлении детей.

Скорее всего, намного раньше возможного осознания сработало биосоциальное «надо», обозначаемое легкомысленным термином «так получилось». И нередко в обвинительных речах детных пар в отношении бездетных явственно слышится злость… на свои же собственные обстоятельства, которые на бессознательном уровне воспринимаются как навязанное ограничение.

Есть и другой вариант не совсем здорового, на мой взгляд, отношения к появлению ребенка: когда ребенок является лишь «следствием», «продолжением» отношений, и в нем не видят самостоятельной ценности — лишь атрибутивную.

Нередко можно услышать: «Я так люблю мужа/жену, что лучшее доказательство моей любви — ребенок». А еще более жестким можно назвать вариант, когда кто-то из супругов, чувствуя какую-то трещину в браке, пытается привязать другого ребенком.

Но ребенок не может быть ни средством, ни доказательством, он вообще не может быть атрибутом. За подобным отношением к детям стоит чувство собственности, желание, родив ребенка, присвоить себе хотя бы часть любимого человека, получить его в свое распоряжение в как можно большей степени. А любить-то придется ребенка. И жизнь очень многообразна — того, кого так хотелось присвоить, может смыть волной следующей влюбленности или разочарования.

Помню слова одной своей клиентки: «Мать до сих пор не может простить мне, что родила меня от того, кто ее после предал».

Это не значит, что муж и жена, имеющие детей, вовсе этого не умеют. Но, часто выполняя «социальный заказ» и живя «как все», замученные проблемами женщины и мужчины втайне бессознательно завидуют этому вниманию, этой погруженности друг в друга, этой степени заинтересованности друг в друге бездетных пар.

Семья без детей — территория, почти лишенная понятия «долг», равно как и лишенная «цементирующего элемента». Здесь люди друг с другом по одной причине — им хорошо вместе. Или как минимум удобно. Их ничего не держит рядом, кроме убежденности в необходимости этого союза, они нужны друг другу. И нет никакой «третьей силы», которая удерживала бы их подле друг друга.

Страшно? Возможно. Это — путь без гарантий и страховки. Но именно в бездетных парах чаще всего встречаешь ту истинную свободную привязанность, которая держится душой и взаимным уважением, желанием и заинтересованностью. Меж тем как семья, искусственно «сцементированная» необходимостью иметь детей (если рождение последних произошло не по обоюдному и искреннему желанию!), порой вырождается в общность товарищей, которым просто нужно «дотащить» детей до самостоятельности.

Я демонстрирую эти крайности лишь для того, чтобы показать: только если дети — осознанный партнерами шаг, только если они воспринимаются не как неизбежное следствие отношений, и не как «придаток» партнера, а как полноценные и важные сами по себе личности — только тогда климат в семье будет гармоничным, а союз партнеров — прочным.

Нет путей плохих и хороших, есть то, что походит или не подходит каждому конкретному человеку. И бывает конкретное семейное призвание — кому-то оно подсказывает быть родителем, кому-то — стать единственным лишь для одного человека.

Егор, 26 лет, был в девушку, они прожили вместе чуть больше года, встал вопрос о продолжении в виде рождения ребенка. И при всей своей любви, Егор отказался. Девушка бросила его, и он тяжело это переживал. Но на консультации сказал мне: «Я не хочу никакой лжи. И если я чувствую, что не готов стать родителем, лучше этого не делать. Возможно, это вообще не мой путь. Я хотел жить ради нее, хотел жизни друг ради друга. Что ж, как ни горько, возможно, когда-то я встречу человека, чьи цели совпадут с моими».

Если вы сами чувствуете в себе призвание жить лишь для супруга — стоит ли мучится чувством вины и поддаваться давлению социальных стереотипов? Жизнь у вас одна, и если вы не ощутили определенного и ясного желания быть родителем — вы ни в чем ни перед кем не виноваты.

Когда мне довелось впервые услышать о целом движении чайлд-фри, я понял, что они лишь создают баланс пропаганде традиционной семьи, а в природе все, как известно, стремится к равновесию.

И потому в ответ на одну пропаганду мы получили другую. Ни одна из них не хороша. Правильным можно называть лишь одно — выбор собственного, индивидуального и осознанного пути в этом мире, равно как и отсутствие осуждения чьего-то личного выбора.

60 Прокомментировали

Публикации по теме