Что делать если родители сильно контролируют. Как справиться с ленью и усталостью? Обратитесь за помощью

Контролирующие родители.

Что делать подростку?

О причине непонимания между подростками и их родителями сказано и написано немало. Равно как и о том, как должны вести себя родители. Поэтому мы не будем акцентировать на этом внимание, а рассмотрим ситуацию с другой стороны и попробуем дать несколько советов подростку, которому очень мешает контроль со стороны родителей.

Что делать подростку?

Прежде всего, понять, что родители - не враги. Они любят и будут любить своего ребенка и желают ему только добра, даже если иной раз "перегибают палку".

Подросток же, ослепленный своим чувством взрослости, независимости и самостоятельности, воспринимает "в штыки" любое посягательство на его территорию. А между тем многое из того, что он воспринимает как попытки родительского контроля, на самом деле всего лишь обычное беспокойство за здоровье и благополучие сына или дочери. И чтобы попытаться понять родителей, надо поставить себя на их место.

Чего же боятся родители? Приведем несколько самых распространенных родительских опасений.

Несчастный случай с ребенком.

Сколько раз, слыша в новостях о каком-то происшествии, мы беззаботно отмахиваемся - мол, со мной такого не случится? И не понимаем того, что пострадавшие тоже были уверены, что с ними такого не случится. А ведь случилось. И хорошо, если все обошлось более-менее благополучно.

Представьте себе ситуацию. Ваша мама обычно возвращается домой с работы около 18 часов. Вы пришли из школы, сделали уроки и отправились гулять с друзьями. Заскочили домой в 20-00. Мамы нет. Ну, нет и нет, даже лучше, можно еще погулять, никто не станет читать нотации.

Возвращаетесь в 23-00. Мамы по-прежнему нет. Вы начинаете беспокоиться. Звоните маме на мобильник, но он не отвечает или вне зоны.

Полночь. Мамы все еще нет. Мобильник по-прежнему молчит. Вы беспокоитесь уже всерьез. Плюете на приличия и звоните кому-то из ее коллег по работе. Вам отвечают, что она ушла с работы в обычное время.

Два часа ночи. Мамин мобильник по-прежнему вне зоны. У вас паника. Перед глазами встают все ужасы из новостей. Вы бродите по квартире из угла в угол, размазываете по лицу слезы и молитесь, чтобы мамочка вернулась, чтобы с ней ничего не случилось, что вы никогда в жизни не будете ее огорчать, только бы все обошлось.

Наконец, в 4 часа утра, когда вы уже эмоционально истощены и морально готовы идти утром в милицию и писать заявление о пропаже, дверь открывается и заходит мама, живая и невредимая. Вы бросаетесь к ней с воплем: "Где ты была? Я тут с ума схожу!", а она принимает независимый вид и заявляет: "Я взрослый человек и не обязана перед тобой отчитываться!", после чего гордо удаляется в свою комнату и хлопает дверью.

Представили? Теперь понимаете? Поэтому собираясь на посиделки с друзьями, не воспринимайте вопрос родителей: "Ты куда? Когда вернешься?" как попытку контроля. И потрудитесь хотя бы в общих чертах поставить родителей в известность о своем предполагаемом местонахождении и времени, когда собираетесь вернуться домой. Не переживайте, что мама пойдет к другу Васе и будет тащить вас домой за шиворот, как в глубоком детстве, и тем самым уронит ваш авторитет.

И заведите себе правило периодически звонить родителям хотя бы для того, чтобы они знали, что с вами все в порядке. Если собираетесь остаться на ночь у друга или девушки, скажите родителям, что не придете домой ночевать. Не заставляйте их напрасно переживать. Ведь друзья и ваш авторитет в их кругу - это, конечно, очень важно, но родители - это ваши самые близкие и родные люди. Берегите их. Ведь настоящая взрослость не в том, чтобы хамить родителям и качать перед ними права, а в том, чтобы понимать ценность семейных отношений и правильно расставлять приоритеты.

Плохая компания.

"Не дружи с Петей! Он втянет тебя в плохую компанию". Любому подростку это знакомо. И какая реакция в ответ? Правильно - "Не лезь в мою жизнь, я сам знаю, с кем мне дружить!".

Опасения родителей за круг общения ребенка вполне понятны. Подросток еще не умеет разбираться в людях, представления о ценности тех или иных вещей у него смещены, и родители стремятся наставить его на тот путь, которым видится им истинным. Ребенок же воспринимает это как ущемление своей независимости и реагирует соответственно.

Как решить проблему? Прежде всего, поговорить с родителями. Познакомить их со своими друзьями и добиться разрешения, чтобы они приходили в гости. И если родители все равно настроены против того или иного друга, выяснить причину, почему этот друг не нравится. Выяснить детально, без общих фраз типа "это плохая компания". Если родители говорят, что друг завистливый, корыстный, хитрый, принимает наркотики, то возможно, в этом есть зерно здравого смысла. Разумеется, мы не призываем безоглядно принимать родительскую точку зрения. Хочется дружить с этим человеком - дружите. Но при этом помните, что однажды друг может продемонстрировать протии вас то самое качество, о котором вас предупреждали родители.

А кроме того, поддерживая дружеские отношения с человеком, который не нравится вашим родителям, задумайтесь: действительно ли вы дружите по своему желанию и своему выбору, а не наперекор родителям? Может, вы и сами рады бы порвать с ним, но не хотите, чтобы это выглядело как уступка родителям. Дело, конечно, ваше. Только имейте в виду, что поступая назло родителям, вы сделаете хуже не им, а в первую очередь себе.

Но самое главное - общайтесь с родителями. Не замыкайтесь в себе. Говорите с ними о всяких пустяках, повседневных делах, просто болтайте о всякой ерунде. Вспоминайте забавные случаи из детства, просите родителей рассказать истории из их юности, обсуждайте забавные выходки кота, поговорите о младшем братишке. Ведь если родители будут чувствовать, что ваша повседневная жизнь открыта для них, они будут меньше переживать за вас и гораздо лучше станут реагировать на тяжелые и трудные разговоры.

Как подобрать ключик к решению любой ситуации Большакова Лариса

15. Что делать, если люди пытаются контролировать вас, и как перестать контролировать других

Это моя обязанность следить за тем, чтобы мои близкие нормально учились, работали и вели себя определенным образом.

Я обязан руководить членами моей семьи. А они – следовать моим указаниям, потому что я старше, и лучше знаю, что для них хорошо.

Я обязана заботиться о муже. Без меня он пропадет.

Если кто-то из моих близких попадает в беду, даже по собственной вине, моя обязанность – вызволить его из этой беды.

Моя обязанность – обеспечить безопасность других людей; я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и ограждать от них других людей.

Я должен оберегать близких от возможных страданий, разочарований, неприятностей, ошибок и неудач.

Многие люди строят свое поведение на основе подобных идей. И плохо ли, хорошо ли, но эти идеи иногда действуют, и иногда они соответствуют реальности.

Руководствуясь этими идеями, мы заставляем ребенка вовремя есть и делать уроки, решаем, какой галстук нужно надеть мужу на работу, с кем должна или не должна встречаться наша взрослая дочь, срываемся среди ночи и едем в отделение милиции, если нашего сына задержали за драку в нетрезвом виде, и т. д., и т. п.

В чем же ошибочны приведенные выше идеи? Даже если мы следуем им из наилучших побуждений, они основаны на ряде предположений, унижающих достоинство других людей и нас самих, и поэтому оказывают на всех участников ситуации пагубное, деструктивное влияние.

В соответствии с этими идеями другой человек – это беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в нашем руководстве, поддержке, знании того, что мы «заботимся» о нем и решим любые его проблемы. Здесь нет места для инициативы и предположения о том, что другой человек способен сделать что-то самостоятельно и успешно.

Кроме того, эти идеи определяют и нас лишь в связи с поведением других людей, а не как отдельного человека, который что-то значит и сам по себе. Они заставляют нас тратить массу времени и сил на «заботу» о другом человеке, а на самом деле – на попытки его контролировать.

В такой ситуации каждый из нас теряет самоуважение. Самооценка того, о ком подобным образом «заботятся», падает. По сути, ему как бы говорят: «Ты не способен принимать правильные решения; ты беспомощен, и тебе необходим другой человек (папочка, мамочка, муж, жена, наставник), который будет думать за тебя. Более того, за то, что ты делаешь, отвечаешь не ты, а папочка или мамочка!»

Но самооценка того, кто «заботится», тоже снижается. Ведь, если как следует разобраться, он ставят перед собой совершенно невыполнимую задачу: невозможно принимать решения за другого человека, и только сам человек знает, что для него лучше.

Человек, о котором таким образом «заботятся» (а на самом деле контролируют), может сделать две вещи:

1. Отказаться от ответственности за свою жизнь и переложить ее на вас. При этом он так и не научится отвечать за себя сам, решать свои проблемы и самостоятельно добиваться своих целей. Думаю, всем знакомы такие люди: мужчина, который всю жизнь живет с властной матерью, так и не отважившись создать собственную семью; муж-алкоголик, продолжающий пить, потому что жена постоянно его «спасает» и дает денег; жена, которая отчитывается перед мужем о том, куда, с кем и зачем она пошла после работы…

2. Начать бунтовать и искать способы вырваться из-под нашего контроля и поступать по-своему. Он может начать лгать, утаивать от нас то, что может вызвать наше недовольство, или вообще полностью прервать общение с нами.

Отказаться от такой «контролирующей заботы» бывает непросто. Сама мысль об этом может вызывать страх, особенно у тех, кто от природы склонен к беспокойству: мир полон опасностей, и вдруг с моими близкими случится что-то плохое, если я перестану их защищать?

Да, действительно, мир непредсказуем, и в нем есть опасности. Но мы не можем ограждать близких от опасности 24 часа в сутки. Чем лучше они научатся делать это сами, тем в большей безопасности будут находиться. А чтобы они этому научились, им необходимо доверие с нашей стороны, свобода принимать самостоятельные решения и возможность самим нести за них ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Когда в семье есть маленький ребенок, отношение зависимости между ним и его родителями являются нормальными. Взрослые и дети общаются друг с другом, ссорятся и мирятся, мать и отец воспитывают детей, а иногда ребенок может научить взрослых чему-то новому и интересному. Кроме того, что члены семьи - близкие друг другу люди, их отношения могут быть разными. Они бывают доверительными, уважительными, хорошими и теплыми или сложными, странными, конфликтными. Когда в семье появляется ребенок, родители понимают, что они - главные, и на их плечах лежит ответственность за его здоровье, развитие и жизнь.

В результате этого понимания они используют такую форму воспитания и воздействия на детей, как контроль. Он помогает им следить за младшими членами семьи, учить их соблюдать правила и границы, воспитывать культуру поведения, общения с окружающими людьми. Также контроль помогает понимать, как растет и развивается ребенок. Они видят, как формируется его характер, какими качествами он обладает, если у него вредные привычки поведения, а также - что в личности ребенка не устраивает и каким образом это можно исправить. Таким образом, контроль как форма воспитания является очень мощным фактором воздействия на детскую психику.

Иногда это влияние является больше разрушительным, чем полезным. Ребенок страдает от чрезмерного контроля - у него нет возможности проявить свою самостоятельность, понять, какой он на самом деле, совершать действия или поступки, без оглядки на взрослых людей. Если контроль является очень сильным, разрушительным, таким из-за которого не замечается личность ребенка, а все внимание уделяется тому, чтобы он соответствовал требованиям взрослых, то дети могут стать неуверенными в себе, «зажатыми», напряженными, их самооценка снижается, любознательность и инициативность блокируются. Часто они не стремятся к достижению целей и не доверяют себе. Это происходит потому, что у , которого слишком сильно опекали и контролировали, нет опыта и понимания того, на что он способен сам. Родители, если они понимают разрушительную силу излишнего контроля, задумываются над тем, как поменять свое отношение. Информация, которая содержится в этой статье, поможет это сделать.

Контролировать - это значит следить за тем, чтобы то, что делают другие люди, соответствовало личным ожиданиям, принципам и правилам. В данном случае, родители стремятся видеть и знать, что дети поступают и живут так, как, по их мнению, является верным. Если рассматривать склонность к контролю с точки зрения личной психологии, то станет понятно, что желание контролировать является следствием тревоги, напряжения и страхов. Что именно движет родителями, когда они не дают ребенку «шагу ступить» без своего ведома, можно узнать, если задать вопрос: «Что будет, если я перестану контролировать»?

Анализируя собственное поведение, каждый родитель может понять, что движет им. Возможно, это боязнь того, что дети, если предоставить им свободу выбора и действий, сделают все не так, не правильно, совершат ошибки, опозорятся перед другими людьми, и тогда стыдно будет, в первую очередь матери и отцу. В других случаях родители боятся, что ребенок, действуя самостоятельно, может причинить себе какой-либо вред, поэтому они не дают ему пользоваться ножом, не оставляют дома одного, даже если он уже достаточно взрослый, звонят несколько раз в день, чтобы узнать, поел ли он, чем занимается и какие у него планы на вечер. Знать, что происходит с ребенком, пока он маленький и не может позаботиться о себе сам - нормально. Однако следить за детьми, у которых уже в достаточной мере сформировано самостоятельное мышление, диктовать им, как следует поступить, с кем дружить, чем питаться, что носить - переходит границы здорового родительского контроля. В этих случаях можно сказать, что родители не доверяют ребенку, не верят в то, что он справится без их помощи, советов и подсказок.

Как понять, что ребенок страдает от чрезмерного контроля?

Детям не нравится контроль, потому что он ограничивает свободу их выбора и решений и заставляет ощущать свою неспособность, незрелость, несамостоятельность. Пока они маленькие, у них есть силы, чтобы справляться с родительскими ожиданиями, они могут даже привыкнуть к тому, что мать или отец постоянно находятся рядом, диктуют, как себя вести, что следует отвечать друзьям или учительнице, как поступать в сложных ситуациях, как действовать, чтобы тебя приняли окружающие, как решать проблемы.

Однако чем старше становится ребенок, тем сложнее ему выдерживать давление родителей со стороны и вмешательство в свою личную жизнь. По этой причине, подростки чаще всего впадают в «бунт» против родителей, во время проживания которого они заявляют о своих правах, о том, что тоже хотят делать выбор, думать самостоятельно, жить своим умом и по своим правилам. Бывает так, что дети уходят из дома, потому что не в силах выносить чрезмерного родительского контроля. Понять, что его слишком много в семье, можно, если заметить, что ребенок пуглив, насторожен, напряжен - возможно, на него оказано уже много давления и он давно не верит в свои силы. Взрослеющие дети могут говорить родителям прямым текстом о том, чтобы те перестали их контролировать, что они устали от бесконечного вмешательства в свою жизнь. Тогда взрослым стоит задуматься, как поменять свое отношение к младшим, отпустить их от себя, начать доверять и общаться так, чтобы в семье царили мир, понимание и гармония.


Для этого нужно любить его безусловно и принимать таким, какой он есть. Доверять это точно знать, что человек обладает достаточным умом, решимостью, сообразительностью, самообладанием для того, чтобы решить проблему, выйти с достоинством из сложной ситуации, помочь себе самостоятельно. Родителям важно не только чувствовать это по отношению к своему ребенку, но и воспитывать в нем соответствующие качества характера. В этом могут помочь развитие доверия между членами семьи с самого раннего детства, хорошие отношения, эмпатия, понимание и сочувствие.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Что же делать и тем и другим? Как избавиться от контроля родителей не испортив при этом отношения ?

Когда мы были маленькими, родители,естественно знали и умели больше нас. И совершенно нормально, что они использовали свои мудрость и знания , чтобы направлять нас и помогать в решении сложных жизненных ситуаций. Но вот мы выросли и нам уже не нужна опека. На вопрос почему родители вмешиваются в жизнь взрослых детей они говорят:"Потому что мы любим тебя и желаем тебе добра". На самом деле за этими словами стоит не любовь, а эгоистическое чувство собственности и еще страх стареть и стать ненужным своему ребенку, "в которого так много вложено".

Никто не имеет право управлять вашей жизнью. Родителям давно пора признать, что все что они делают для своего ребенка - они делают для себя. Конечно, на взгляд многие требования родителей выглядят логичными и разумными, но на самом деле, они, чаще всего направлены на то, чтобы, как можно дольше сохранить контроль над ребенком. И если выросший ребенок не принимает предложения или условия родителей, то начинается давление на чувство вины и манипуляции здоровьем, что вызывает обиды и конфликты с обеих сторон.

"Но не все же родители такие!"-скажут мне. Конечно нет, и слава богу! Да и дети не все готовы подчиняться контролю родителей. Давайте разберемся почему происходит так, что взрослые люди попадают под контрольсвоих родителей. И что делать детям , чтобы избавиться от него.

Управление вашей жизнью, чаще всего, происходит из-за отсутствия соротивления.

Многие родители продолжают управлять и контролировать жизнь своих взрослых детей именно из-за того, что дети не берут ответственность за нее и не в состоянии позицианировать себя как самостоятельную личность . Чаще всего это люди неуверенные в себе в своих решениях и поступках. Им проще и удобнее чтобы за них сложные вопросы решали другие люди, а родители, как наиболее значимые фигуры в жизни человека являются еще и более компетентными, по привычке. скорее всего люди, позволяющие другим людям контролировать свою жизнь, чувствуют себянекомпетентными в некоторых сферах своей жизни и им тяжело принимать самостоятельные решения, ведь, за них придется нести ответсвенность. А так очень удобно, прикрываясь желанием родителей управлять вашей жизнью, можно все неудачи списать на то, что они управляют ею.

Что делать? Признать слабые стороны своей личности и честно заявить родителям о намерении самому принимать решения и нести за них ответственность. Признавать свои ошибки и свое прво на них. Не бойтесь делать ошибки, они помогают найти истинный путь. Выставляя родителям границы их влияния не забывайте говорить, что ваша любовь к ним остается той же, а часто она стоновится еще больше и к ней добавляется еще и истинное уважение. Не ждите быстрых результатов, ведь для формирования нового стиля поведения нужно время. Время это нужно не только вам, но и вашим родителям, им тоже сложно признать, что вы выросли и больше им не принадлежите. Удачи вам!

Есть разные стили воспитания детей и, к сожалению, контролирующий стиль – один из самых распространенных. Вместо того, чтобы мягко направлять формирование отношения ребенка к самому себе, родители пытаются сделать ребенка таким, каким, по их мнению, он должен быть.

Как следует из самого названия, основным признаком данного стиля является контролирующий подход к детям. Иногда его называют авторитарным или «вертолетным воспитанием», потому что родители ведут себя в диктаторской манере или постоянно «нависают» над ребенком, словно вертолет, контролируя каждый его шаг.

Признаки контролирующего воспитания и почему это вредно

Методы, используемые при контролирующем стиле воспитания, чреваты нарушением личностных границ и не отвечают истинным потребностям ребенка.

1. Нереалистичные ожидания и сценарий, обреченный на провал.

Родители ожидают, что ребенок будет соответствовать иррациональным, нездоровым или попросту недостижимым стандартам , и наказывают его, если этого не происходит. Например, ваш отец приказывает вам делать что-либо, но никогда не объясняет, как это сделать, а потом злится на вас, если вы не выполнили задание своевременно или должным образом.

Часто приказания контролирующих родителей таковы, что провал неизбежен и ребенок переживает негативные последствия, независимо от того, что он сделал и как они справился с заданием. Например, ваша мать велит вам срочно бежать в магазин, хотя на улице дождь, а потом сердится на вас за то, что вы вернулись домой вымокшим до нитки.

2. Необоснованные, односторонние правила и нормы.

Вместо того, чтобы говорить с детьми, вести переговоры или потратить время на то, чтобы объяснить установленные правила , которые применимы ко всем членам семьи или обществу в целом, контролирующие родители устанавливают собственные строгие правила , которые применимы только к ребенку, или только к определенным людям. Эти правила носят односторонний, несправедливый характер и часто даже не имеют внятного объяснения.

«Иди уберись в комнате!» - «Но почему?» - «Потому что я так сказала!».

«Не кури!» - «Но ты же сам куришь, папа». – «Не спорь со мной и делай то, что я говорю, а не то, что я делаю!».

Вместо того, чтобы взывать к собственным интересам ребенка, это обращение делает акцент на неравенстве сил и власти родителей над ребенком.

3. Наказания и контроль.

Когда ребенок не желает подчиняться или не в силах соответствовать всему, что от него ожидается, его строго наказывают и лишь ужесточают контроль. Опять же, часто без каких-либо объяснений, за исключением: «Потому что я твоя мать!» или «Потому что ты плохо себя ведешь!».

Существует два типа контролирующего поведения:

Первый : активный или явный, который включает применение физической силы, крики, вторжение в частную жизнь, запугивания, угрозы или ограничения в свободе передвижения.

Второй : пассивный или скрытый, который подразумевает манипуляцию, апеллирование к чувству вины, стыда, принятие на себя роли жертвы и так далее.

Таким образом, ребенок вынужден или подчиниться силе, или поддаваться манипуляции. И если этого не происходит, его наказывают за непослушание и несоответствие стандартам.

4. Недостаток сочувствия, уважения и заботы.

В авторитарных семьях, вместо того, чтобы быть принятым в качестве человека, обладающего равными правами со всеми, ребенок, как правило, занимает роль подчиненного. По контрасту с ним, родители и другие властные фигуры рассматриваются как начальство.

Ребенку не разрешается оспаривать сложившееся распределение ролей или бросать вызов родительскому авторитету. Эта иерархия выражается в отсутствии сочувствия, уважения, теплоты и эмоциональной заботы о ребенке.

Большинство контролирующих родителей обычно способны позаботиться о физических, базовых потребностях ребенка (в пище, одежде, крыше над головой), но они либо эмоционально недоступны, либо являются слишком властными и эгоистичными.

Обратная связь, которую ребенок получает в виде наказания и контроля, разрушает его чувство собственной ценности и идентичности.

5. Смена ролей.

Поскольку многие контролирующие родители имеют сильные нарциссические тенденции, они осознанно или бессознательно верят, что предназначение и смысл жизни ребенка – удовлетворять потребности родителей , а не наоборот.

Они видят в своем ребенке собственность и объект, который нужен, чтобы обслуживать их нужды и желания. В результате, во многих сценариях ребенок вынужден играть роль родителя, а родители охотно принимают роль ребенка.

От ребенка ожидают, что он будет заботится о своих родителях эмоционально, финансово, физически обслуживать их и даже с пониманием относиться к их сексуальным нуждам и желаниям. Если ребенок не хочет или не в состоянии делать это, его называют плохим сыном/дочерью, наказывают, принуждают силой или манипулируют чувством вины.

6. Инфантилизм.

Поскольку контролирующие родители не видят в своем ребенке отдельную независимую личность, они растят в нем зависимость. Это отношение негативно влияет на самооценку ребенка, его ощущение собственной компетентности и идентичности.

Поскольку родители ведут себя так, словно их ребенок неполноценный и не способен жить в соответствии с собственными интересами, они убеждены, что сами знают, как лучше для ребенка, даже когда он способен самостоятельно принимать решения и оценивать риски. Это усиливает зависимость и приводит к задержкам в развитии, потому что ребенок не может установить адекватные границы, развить чувство ответственности за себя и ясное ощущение собственной идентичности.

На психологическом, обычно бессознательном уровне, не позволяя ребенку вырасти в сильного, компетентного и самодостаточного человека, родитель удерживает его привязанным к себе еще теснее, продолжая удовлетворять собственные потребности (см.пункт 5). Такой ребенок обычно испытывает трудности с принятием решений, развитием необходимых компетенций. Ему не удается построить полноценные и построенные на взаимоуважении и доверии отношения.

Став взрослыми, такие дети демонстрируют поведение, направленное на постоянный поиск одобрения, страдают от чувство недооцененности, чрезмерной привязанности, нерешительности, зависимости и множества других эмоциональных и поведенческих проблем.опубликовано .

By Darius Ciranavicius

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Публикации по теме